Письмо ФНС России от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@ "О направлении письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72" (вместе с Письмом Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72)
ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе разъяснения Минфина России о некоторых особенностях применения нулевой ставки НДС. В частности, рассмотрены вопросы, связанные с международной перевозкой товаров, а также с оказанием транспортно-экспедиционных услуг при организации этой перевозки.
Итак, наиболее интересны следующие разъяснения финансового ведомства.
На практике перевозка товаров может осуществляться двумя видами транспорта. Например, товар перевозится железнодорожным транспортом от находящегося в РФ пункта отправления до российского морского порта (при этом перевозчик не является российским перевозчиком на железнодорожном транспорте), затем - морским судном до пункта назначения в иностранном государстве. В такой ситуации налогоплательщики сталкиваются с вопросом: применяется ли нулевая ставка НДС к перевозке от пункта отправления до пункта перегрузки на другой вид транспорта?
По мнению Минфина России, если товары вывозятся за пределы РФ несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, нулевая ставка применяется только в отношении услуг, оказанных на участке от российского пункта перегрузки до зарубежного пункта назначения (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Перевозка между пунктами, находящимися в РФ, облагается НДС по ставке 18 процентов. Тот факт, что пункт назначения товаров находится в иностранном государстве, не влияет на ставку налога.Минфин России разъяснил, что в целях применения нулевой ставки НДС транспортно-экспедиционные услуги должны соответствовать Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст). Так, к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относится (п. 3.1.2 ГОСТ Р 52298-2004):
Напомним, что транспортно-экспедиционные услуги должны быть оказаны на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Минфин России подчеркивает, что данный договор должен соответствовать гл. 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция" и Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
При соблюдении указанных условий нулевая ставка НДС применяется, несмотря на то что международная перевозка осуществляется с использованием нескольких видов транспорта.
Также в рассматриваемом Письме финансовое ведомство обращает внимание на следующее. Экспедиторские документы (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка) являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554).
По мнению Минфина России, нарушения в оформлении, а также отсутствие данных документов в случае, если согласно действующему законодательству их составление обязательно, может явиться основанием для отказа в применении нулевой ставки (при наличии иных неправомерных действий налогоплательщика).
В рамках договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки могут оказываться услуги, не перечисленные в абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Финансовое ведомство разъясняет, что такие услуги облагаются НДС по нулевой ставке, только если они предусмотрены другими подпунктами п. 1 ст. 164 НК РФ. Например, предоставление железнодорожного подвижного состава и контейнеров указано в абз. 4 подп. 2.1, подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ.