10.07.2013 - Опубликованы основные направления налоговой политики России на ближайшие три года

Налоги

Основные направления налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.

Правительство РФ одобрило "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг." (далее - Основные направления). Данный документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений законодательства о налогах и сборах и внесения их в Правительство РФ.

Одним из главных нововведений можно назвать налог на недвижимое имущество, который планируется включить в налоговую систему России. Он будет касаться как физических, так и юридических лиц. Объектом налогообложения станут здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства, земельные участки. Базой будет выступать кадастровая стоимость указанных объектов.

Также обратим внимание на следующие моменты, отраженные в Основных направлениях.

3.1. Налоговые проверки

В настоящее время рассматривается законопроект, согласно которому будет введена обязательная досудебная процедура обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия должностных лиц. Кроме того, предполагается увеличение срока подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности с 10 дней до одного месяца. Напомним, что в настоящее время обязательный порядок обжалования в вышестоящей инспекции установлен только в отношении решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

В соответствии с п. 2.5.2 раздела II Основных направлений предполагается внести изменения в процедуру камеральной проверки. В частности, при проведении камеральной проверки декларации, в которой отражены убытки, или уточненной декларации с занижением суммы налога к уплате планируется предоставить инспекции право запрашивать регистры налогового и бухгалтерского учета, а также проводить иные процедуры контроля, в частности осмотр. Кроме того, если уточненная декларация с уменьшением суммы налога к уплате (с увеличением суммы возмещения) подана по истечении двух лет с даты, установленной для представления декларации за соответствующий период, то налоговый орган будет вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие отраженное изменение сведений.

Помимо этого, до одного месяца планируется увеличить срок, в который проверяемый налогоплательщик вправе подготовить и представить возражения по актам проверки. В настоящее время этот срок согласно п. 6 ст. 100 НК РФ составляет 15 дней.

3.2. НДС

Предполагается рассмотреть вопрос об установлении единого порядка применения вычетов по НДС для лиц, реализующих товары (работы, услуги) на территории России, и для экспортеров. Это обусловлено тем, что при экспорте установлена более сложная процедура принятия к вычету сумм налога, которая отвлекает оборотные средства экспортеров на период сбора документов.

В целях обеспечения единообразного толкования норм Налогового кодекса РФ в отношении вычетов НДС по расходам, принимаемым в целях налогообложения по нормативам согласно гл. 25 НК РФ (расходы на рекламу и др.), требуется внести соответствующие изменения в гл. 21 НК РФ.

Кроме того, планируется внести поправки к ст. 148 НК РФ в части определения места реализации ряда телекоммуникационных услуг.

3.3. Налог на прибыль

Планируется упростить порядок контроля цен, примененных в операциях с ценными бумагами. В частности, в настоящее время действует положение, согласно которому в целях налогообложения фактическая цена ценной бумаги принимается, только если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, зарегистрированными организатором торговли. Для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), фактическая цена принимается, если она не отклоняется более чем на 20 процентов от расчетной цены. Кроме того, на налогоплательщиков возложена обязанность подтверждения обоснованности примененных цен.

В соответствии с подп. 2 п. 1.2 раздела II Основных направлений это положение сохранится только в отношении контролируемых сделок. В иных случаях цена будет признаваться в целях налогообложения в фактическом размере.

Также предполагается разрешить признавать убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, в уменьшение налоговой базы по основным видам деятельности организации (напомним, что сейчас в соответствии с п. 11 ст. 280 и п. 2 ст. 283 НК РФ данные убытки могут лишь уменьшать прибыль, полученную от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, в течение 10 лет после их получения).

Кроме того, согласно подп. 5 п. 1.2 раздела II Основных направлений предполагается внести изменения в ст. 269 НК РФ в отношении определения предельного размера процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом для целей налога на прибыль. В частности, для упрощения порядка планируется установить соответствующие предельные значения ставок процентов, в рамках которых вся сумма начисленных процентов будет включена в расходы. В отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают это значение, будут ограничены или отменены правила, применяемые к контролируемым сделкам.

Отдельного внимания заслуживает вопрос предоставления льготы новой категории налогоплательщиков - участникам инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области. Прибыль, полученная имеющими указанный статус юрлицами, будет облагаться налогом по нулевой ставке в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в течение 10 лет начиная с того периода, в котором были получены первые доходы. Может быть также предусмотрена возможность снижения по решению органов госвласти субъекта РФ ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей перечислению в региональный бюджет.

Помимо этого, планируется установить возможность учета в расходах потерь товарно-материальных запасов, которые организации, осуществляющие розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам, выявляют по результатам инвентаризации и которые не связаны с естественной убылью и не могут быть отнесены на виновных лиц.

В целях упрощения налогового учета и его сближения с бухгалтерским учетом предлагается также:

  • уточнить методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета данных запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
  • предоставить возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
  • предоставить возможность принятия к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения указанного имущества;
  • предоставить право признания убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
  • внести изменения в порядок переоценки в целях налогообложения обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также в учет доходов и расходов в виде суммовых разниц.

3.4. НДФЛ

Ряд изменений коснется налогообложения доходов физлиц, полученных от инвестиционной деятельности и от операций с ценными бумагами. Кроме того, планируется изменить порядок предоставления имущественного вычета по расходам на приобретение жилья.

Также предполагается расширить перечень освобождаемых от налогообложения доходов. В частности, в ст. 217 НК РФ будут включены компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока и иных продуктов, а также оплата стоимости проезда физлиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска на территории России и обратно и провоза их багажа.

3.5. Другие вопросы

В отношении страховых взносов предполагается продление до 2016 г. применения тарифа, установленного на 2013 г.

Кроме того, в рассматриваемом документе отражен план повышения акцизов на все виды подакцизных товаров на ближайшие три года.