10.08.2014 - Сохранит ли аудитор конфиденциальность?

 

Хозяйственная деятельность компаний часто связана с непростыми вопросами экономического, организационного и правового характера. Утечка информации в таких случаях может быть сопряжена с не меньшими рисками, чем допущенные при ведении бухгалтерского или налогового учета ошибки. Поэтому, практически любая аудиторская компания заявляет о сохранении конфиденциальности полученной в процессе аудита информации как о само собой разумеющемся. Но, так ли все просто? Действительно ли риск утечки информации минимален? Может ли клиент этот риск объективно оценить?

Сразу же оговоримся, что мы не рассматриваем варианты заранее спланированных действий направленных на сбор секретной информации и вопиющих злоупотреблений. В современных реалиях способов добыть конфиденциальную информацию и без того немало, да и шпионские страсти — совершенно не наш жанр.

Стоит отметить два обстоятельства. Во-первых, злой умысел совсем не обязателен. Во-вторых, как это ни парадоксально, наиболее уязвимыми с точки зрения сохранения конфиденциальности информации могут стать именно те аудиторские компании, которые многим клиентам покажутся самыми надежными.

Судите сами. Объективно, основной актив аудиторской компании — это люди. При прочих равных, чем значительнее человеческий капитал, тем сильнее и надежнее компания.

Некоторые аудиторские компании заявляют о наличие в своем штате 15, 20 а иногда и 30 специалистов. Таким образом, перед клиентами (в первую очередь потенциальными) они пытаются позиционировать себя как одни из крупнейших в том или ином регионе и, соответственно, надежные. Клиент чаще всего не вникает в нюансы и такая тактика нередко срабатывает. Вопрос о том, как можно эффективно контролировать качество работы 30 аудиторов и какие ресурсы для этого необходимы, мы пока выносим за скобки — это все-таки, другая тема.

Куда интереснее то обстоятельство, что клиентская база такой компании может быть вполне сопоставима с клиентской базой аудиторской фирмы с количеством занятых 10 или даже 8 человек. Как такое может быть возможно? Неужели среднегодовая загрузка специалистов составляет 25-30%? Разумеется, нет. Просто специалисты этой компании вероятнее всего работают еще на 2-3 фирмы. Можно ли в такой ситуации поручиться, что документооборот и вся существенная информация о клиенте будет действительно жестко контролироваться? Чтобы положительно ответить на этот вопрос, надо обладать колоссальным запасом оптимизма. Стоит ли тогда ожидать утечки информации, в том числе той, которую клиент считает конфиденциальной? Как повезет.

Впрочем, если все же вернуться к вопросу контроля качества, то возникает еще один небезынтересный нюанс. Контролировать работу аудиторов может либо владелец компании (если этот человек сам является аудитором и обладает достаточной компетентностью), либо наемный менеджер (генеральный директор или директор по аудиту). Первый вариант может восприниматься как консервативный и даже «патриархальный», второй как вполне современный и эффективный. На практике выходит «с точностью наоборот».

Дело даже не в том, что наемный менеджер, в первую очередь, заинтересован в эффективности (то есть прибыльности) работы «здесь и сейчас». Контролируя работу аудиторов, он автоматически получает доступ ко всему массиву информации о клиентах, в том числе информации строго конфиденциальной. Каковы его дальнейшие карьерные планы? Надолго ли они связаны с этой аудиторской фирмой? Насколько он будет придерживаться этических норм, если перейдет в другую компанию или откроет свое дело? Как это в итоге скажется на интересах клиентов? Эти вопросы остаются открытыми.

Для собственника компании утечка информации означает двойной риск — и финансовый и репутационный. Естественно, он сделает все, чтобы исключить даже гипотетическую возможность такого развития событий.

Таким образом, именно консервативный подход к ведению аудиторского бизнеса и контролю качества является не только наиболее клиентоориентированным, но и надежным для клиента. Если клиент хочет минимизировать риски утечки информации, то наиболее надежный для него партнер, — это аудиторская компания, сотрудники которой работают только на одного работодателя, а рядом вопросов оперативного управления, в часности контролем качества, занимается непосредственно собственник.



Аудит Бизнес Платформа