20.02.2015 - Традиционные рекомендации Минфина РФ

 

На сайте Минфина РФ опубликованы традиционные ежегодные рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год.(приложение к письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027).

Минфин отмечает, что сложившаяся экономическая ситуация влияет на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц. Поэтому возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски.

Если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил ПБУ 4/99, выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении аудируемого лица, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Аудируемое лицо в исключительных случаях может допустить отступление от ПБУ 4/99, если его положения не позволяют обеспечить указанные свойства отчетности. В этом случае при формировании мнения о ее достоверности аудитор устанавливает ряд обстоятельств, обосновывающих такое отступление, а также делает вывод, содержит ли отчетность, составленная по отличным от ПБУ 4/99 правилам, достоверное и полное представление о финансовом положении аудируемого лица, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении. Также аудитор устанавливает полноту и надлежащий характер раскрытия отступления в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (в частности, описание отступления, его причины, результат, который данное отступление оказывает на понимание финансового положения аудируемого лица, финансовых результатах его деятельности и изменений в его финансовом положении).

Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении, если:

  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения;
  • он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Минфин дал ряд рекомендаций по аудиторским процедурам - соблюдению ФСАД; документам, обосновывающим величину аудиторской выборки; мерам по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты; модификации аудиторского мнения; проверке соблюдения аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", законодательства о противодействии коррупции.

По последнему пункту особое внимание должно уделяться субъектам, указанным в статье 5 федерального закона №115-ФЗ: кредитным организациям, профучастникам рынка ценных бумаг, страховым организациям и лизинговым компаниям, УК инвестфондов и другим.

Минфин РФ напомнил, что после принятия закона № 403-ФЗ от 1 декабря 2014 года аудиторы обязаны информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными ей (ему) случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, либо риске возникновения таких случаев. Если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер, аудиторы обязаны проинформировать об этом МВД, ФСБ, Следственный комитет РФ, Генеральную прокуратуру РФ, Росфинмониторинг.



Аудит Бизнес Платформа