06.05.2015 - Аудит аудиторов – что показал внешний контроль качества?


Институт аудита является важным элементов как для микро-, так и для макроэкономики. Работа аудиторов призвана гарантировать, что предприятия и учреждения ведут хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством, а представленная ими отчетность достоверна.

Однако, насколько профессиональны и ответственны сами аудиторы? Соблюдают ли они стандарты аудиторской деятельности, правила независимости и кодекс профессиональной этики аудиторов? Основным инструментом контроля и оценки работы аудиторов являются внешние контроли качества (ВКК), проводимые Росфиннадзором. Доклад о последнем ВКК (за 2014 год) размещен на сайте ведомства.

Внешний контроль качества, его параметры и выборка

Как проводился ВКК работы аудиторов за 2014 год и как была сформирована Росфиннадзором выборка и каковы основные результаты?

Ведомством (включая территориальные органы) в 2014 году проведены 293 выездные внешние проверки, в том числе 287 внешних проверок в рамках исполнения плана и 6 внеплановых проверок.

Всего было проверено 2 013 аудиторских заданий. Это что на 6% превышает показатель 2013 года.

Технологию и принципы проведения инспекторами Росфиннадзора внешнего контроля можно охарактеризовать следующим:

  • значительное внимание уделяют вопросам достаточности проведенных аудиторских процедур,
  • тщательно проверялась надежности аудиторских доказательств,
  • особое внимание уделялось обоснованности аудиторского заключения с учетом обстоятельств выполнения аудиторского задания,
  • контроль за техническими ошибками был минимизирован.

Результаты внешнего контроля качества

По 1 512 заданиям (более 70%) были выявлены нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.

По результатам проверок принято 247 решений о применении мер дисциплинарного воздействия, в том числе:

  • предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности – 209, что составляет 85% от общего количества решений о мерах;
  • предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить нарушения – 28, что составляет 11% от общего количества решений о мерах;
  • предписаний в СРО о приостановлении членства аудиторской организации – 5 (2% решений о применении мер);
  • предписаний в СРО об исключении аудиторской организации из СРО – 5 (2% решений о применении мер).

В 2014 году проверено 3 компании из «Большой четверки», а одна приняла проверяющих еще в 2013 году. В отношении ЗАО "КПМГ", ООО "Эрнст энд Янг", ЗАО "Делойт и Туш СНГ" вынесены меры дисциплинарного воздействия в виде предписаний об устранении нарушений.

По результатам проверки Росфиннадзора, наиболее типичными нарушениями правил аудиторской деятельности в 2014 году стали:

  • проведение аудиторских процедур в рамках аудита лицами, не имеющими права на такую деятельность - не обладающими «едиными» аттестатами либо лицами, не являющимися аттестованными аудиторам;
  • несоблюдение требований к форме и содержанию аудиторского заключения (отсутствие таких обязательных реквизитов аудиторского заключения, как сведения об аудируемом лице либо об аудиторской организации, а также результатов проверки, проведенной аудиторской организацией в соответствии с другими федеральными законами (в частности, при проведении аудита кредитных и страховых организаций);
  • отсутствие или недостаточность проведенных аудиторских процедур по получению надлежащих и достаточных аудиторских доказательств перед выдачей аудиторского заключения по отдельным разделам аудита (непроведение аудиторских процедур в отношении выявления и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица информации о связанных сторонах, в отношении событий после отчетной даты, применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица);
  • недостаточность принимаемых мер по осуществлению внутреннего контроля качества проведения аудита, а также непроведение отдельных процедур внутреннего контроля качества проведения аудита (выдача аудиторских заключений до завершения проведения обзорной проверки качества выполнения задания, а также неосуществление анализа и оценки системы контроля качества аудиторской организации и непроведение периодических выборочных инспекций завершенных заданий);
  • отсутствие модификации аудиторского мнения при наличии существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности или в случае отсутствия у аудитора возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений.

Аудит Бизнес Платформа