03.07.2015 - При выборе аудитора все чаще побеждает прагматизм

 

Говорить об отказе российских крупнейших российских компаний от услуг иностранных аудиторов как об устойчивой тенденции, конечно, преждевременно. Однако, российских топ менеджеров, которые склонны платить иностранным аудиторам баснословные суммы только потому, что они иностранцы и известны международным кредиторам, становится все меньше.

Зачем крупной российской компании нужны иностранные аудиторы для проверки и подтверждения финансовой отчетности подготовленной по российским стандартам? Есть ли смысл платить иностранным аудиторам в разы больше, если они выполняют, по сути, ту же самую работу? Если российскому клиенту потребуется помощь в решении действительно непростых опросов бухгалтерского и налогового учета – если основания полагать, что работа иностранных аудиторов окажется более эффективной, чем работа их российских коллег?

Долгое время эти вопросы оставались риторическими. Даже те компании национального и регионального масштаба, которые никогда не обращались к международным кредиторам и не размещались на международных финансовых площадках, часто выбирали иностранные аудиторские компании. В подавляющем случае выбор мотивировался «престижем», демонстрировать который было чаще всего просто не перед кем.

Если же российская компания прямо или косвенно кредитовалась в зарубежных банках или размещала ценные бумаги на международных площадках, то российские аудиторские фирмы не рассматривались вовсе.

В нынешнем году ситуация несколько изменилась. Ряд российских компаний «первого эшелона» решился заменить международного аудитора на российского. Самым заметным событием, разумеется, стал отказ «Газпрома» от услуг PriceWaterhouseCoopers.

Нельзя не обратить внимание на результат тендера оказание услуг по аудиту финансовой отчетности ФГУП "Почта России" за 2014 год в соответствии с МСФО. Победителем тендера стало ООО "РСМ Русь". В определенном смысле, российская аудиторская компания переиграла мировых грандов «на их поле».

Связано ли это с известными политическими и макроэкономическими событиями последнего времени? Повлияло ли на позицию топ менеджеров ограничение за заимствование средств в Европе и Северной Америке?

Как бы то не было, вывод напрашивается довольной простой: при выборе аудитора клиент в большей степени стал руководствоваться соображениями рационального, прагматичного характера и готов платить за реальную работу (по обоснованной стоимости), а не за престижное имя.