02.09.2015 - Газета "Коммерсантъ" №159 от 02.09.2015, стр. 7

 

Как стало известно «Ъ», 3 сентября в Минфине будет обсуждаться пересмотр требований к аудиторским компаниям, цель — выведение аудиторского рынка из кризиса. В числе инициатив — десятикратное увеличение (до 100 тыс. руб.) минимального капитала компаний, проводящих обязательный аудит, страхование их ответственности, а также запрет на аудит отчетности «карманными» компаниями. Расчистить рынок от недобросовестных игроков это поможет, однако ударит и по небольшим компаниям, работающим «в белую», считают эксперты.

О том, что 3 сентября рабочий орган совета по аудиторской деятельности при Минфине рассмотрит вопрос «О совершенствовании условий осуществления аудиторской деятельности», говорится на сайте Минфина. Как выяснил «Ъ», речь идет о «выводе аудиторского рынка из кризиса». Предложения предусматривают ряд жестких требований к аудиторам, осуществляющим обязательный аудит отчетности. По закону он обязателен для АО, банков, НПФ, профучастников, страховщиков, инвестфондов, управляющих компаний, тех, чьи бумаги обращаются на бирже, и компаний с годовой выручкой свыше 400 млн руб. или активами более 60 млн руб.

Предполагаются, что для проведения обязательного аудита отчетности в компании должно быть пять аудиторов (сейчас допускается три). Одновременно для них может быть повышен минимальный уставный капитал с 10 тыс. руб. «хотя бы» до 100 тыс. руб., а также введено страхование ответственности. Будет рассматриваться и запрет на участие в конкурсах «карманных» компаний, чья годовая выручка более чем на 50% зависит от одного заказчика, и компаний с общими бенефициарами.

В Минфине комментировать конкретные предложения не стали. «На заседании рабочего органа совета будет рассматриваться пакет предложений, поступивших к нам,— заявили в министерстве.— Поскольку рабочий орган представляет интересы профсообщества, цель рассмотрения предложений — определиться, стоит ли продолжать работу над ними». Как выяснил «Ъ», автор предложений — гендиректор компании «ФБК-Поволжье» Сергей Никифоров.

«Примерно 60% существующих аудиторских компаний (всего их на конец 2014 года было 4,5 тыс., их совокупная выручка в прошлом году составила 53,6 млрд руб.— „Ъ“) занимаются обязательным аудитом не на постоянной основе, и низкое качество их работы в этой сфере бросает тень на весь рынок,— пояснил „Ъ“ он.— Какая-то часть компаний — аналоги „однодневок“, которые пишут положительные заключения на заказ и прямо перед проверкой Росфиннадзора (госорган, публикует план проверок.— „Ъ“) ликвидируются, создают новую компанию и переходят в другую СРО, уклоняясь от регулятора». При введении ограничений, по его оценке, из более чем 4 тыс. компаний осуществлять обязательный аудит на профессиональной основе смогут максимум восемьсот.

Для аудиторов внесение этих предложений на обсуждение в Минфине стало сюрпризом. "Наш отзыв по большинству предложений был отрицательным, они ударят по малому бизнесу и ограничат профессиональные возможности отдельно взятых аудиторов«,— отмечает замгендиректора компании «Финэкспертиза» Наталья Борзова. По словам гендиректора СРО «НП „Содружество“» Ольги Носовой, в предложениях прослеживается намерение административным методом избавить крупные и средние аудиторские компании от конкуренции со стороны малых. "Борьба с демпингом и черным аудитом нужна, но все эти ужесточения в совокупности могут привести к росту цен на аудит и отказу от него для тех компаний, которым проводить его вовсе необязательно, а также уходу с рынка до половины аудиторских компаний«,— поясняет Ольга Носова.

Будут ли предложения приняты, пока неясно. По мнению председателя Межрегионального профсоюза аудиторов и бухгалтеров Леонида Блинкова, вероятность их прохождения велика. «По нашей информации, за ними стоит лоббизм со стороны крупных иностранных аудиторских компаний, так как именно им будет выгодно сокращение числа игроков,— заявил он.— У банков, страховщиков, НПФ отзывают лицензии, и конкуренция за клиентов становится жестче». Впрочем, в двух компаниях «большой четверки» — Deloitte и KPMG — отрицают свою причастность к появлению данных предложений. "Однако нельзя не признать, что в целом качество аудита снижается и рынок требует трансформации«,— отмечает партнер Deloitte Михаил Райхман. Резкое падение качества аудита, обилие компаний-однодневок, низкая квалификация их сотрудников, демпинг на рынке — все это ведет к падению доверия к аудиторам, добавляет партнер КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов. В EY от комментариев воздержались, в PwC не ответили на запрос «Ъ».



АБП