08.08.2017 - Необоснованная налоговая выгода в НК РФ

 

19 августа 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2017 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ» (далее по тексту — Закон № 163-ФЗ), который касается введения на законодательном уровне понятия «необоснованная налоговая выгода».

НК РФ дополнен новой статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Целью указанных новаций является определение правил и условий, касающихся необоснованной налоговой выгоды. Законодатели отказались от использования оценочных понятий добросовестности налогоплательщика и признания налоговой выводы необоснованной и закрепили исчерпывающий перечень оснований, по которым налогоплательщику может быть отказано в праве уменьшать свои налоговые платежи.

В п. 1 ст. 54. 1 НК РФ указано, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

В п.2 ст. 54.1 НК РФ указано "При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

  1. основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  2. обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Представляется, что в пп.2) п.2 ст. 54.1 речь идет о доказательстве реальности сделки (операции), т.е. сделка (операция) должна быть реально исполнена исполнителем (подрядчиком, поставщиком и т.п.).

Согласно п 3 ст.54.1 НК РФ «В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Частично воспроизводя текст п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», законодатель чётко и недвусмысленно сформулировал важные обстоятельства, которые не могут рассматриваться в качестве самостоятельного условия для отказа налогоплательщикам в уменьшении налоговых баз:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом,
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, при проведении налоговых проверок налоговые органы должны обращать основное внимание на признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок), а также (или) на доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а не на формальные нарушения, которые могли быть допущены при юридическом оформлении этой деятельности.

Согласно п 3 ст.54.1 НК РФ положения, предусмотренные статьей 54.1 НК РФ, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Одновременно ст. 82 НК РФ дополнена пунктом 5:
«5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 541 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 541 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V1, V2 настоящего Кодекса.» Положения нового п. 5 ст. 82 НК РФ будут применяться к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу данного закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу данного закона.

Напомним, что понятия «необоснованная налоговая выгода» и «должная осмотрительность» при выборе контрагентов были введены Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 (далее по тексту — Постановление № 53). В этом же Постановлении ВАС РФ № 53 были определены признаки недобросовестности.

В силу нечеткости формулировок, использованных в Федеральном законе от 18.07.2017 г. № 163-ФЗ, мы полагаем, что введение в правовое поле РФ обстоятельств и/или условий получения обоснованной налоговой выгоды вряд ли уменьшит число споров, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды.

В целях планирования сделок или подбора аргументации в спорах с налоговыми органами, налогоплательщикам будет целесообразно ознакомиться со свежими разъяснениями ФНС РФ (Письмо ФНС России от 23.03.2017 N ЕД-5-9/547@).



ООО АБП