09.11.2017 - Критерии обязательного аудита и его обязательность

 

«Массовое уклонение от проведения обязательного аудита — это не только одна из ключевых проблем отрасли, но и дополнительный фактор риска для российской экономики» — такое мнение высказала Татьяна Михайлович во время проведенных Общественной Платой РФ слушаний по обсуждению Законопроекта Банка России.

На проведенных Общественной Палатой России 09 ноября 2017 года Общественных слушаниях («Нулевое чтение») по обсуждению разработанного Банком России проекта федерального проекта № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» Член Правления СРО аудиторов Ассоциации «Содружество», председатель Комитета СРО ААС по международным связям, генеральный директор ООО «Аудит-Бизнес-Платформа» Татьяна Михайлович представила доклад на тему: «Количественные критерии обязательного аудита: российская практика и международный опыт».

Оценивая предложенные ЦБ России изменения количественных критериев обязательного аудита, Татьяна Николаевна апеллировала как к международному опыту, так и к российской практике. В частности, она обратила внимание на то, что применяемая в России в настоящий момент величина годовой выручки, как решающего финансового показателя обязательности аудита, значительно превышает среднемировой размер аналогичного показателя.

Как отметила Татьяна Михайлович, в российской практике решение о повышении критериев обязательного аудита уже было реализовано: с 01.01.2011, по инициативе Минфина РФ, Федеральным законом от 28.12.2010 № 400-ФЗ показатель объема выручки, для целей проведения обязательного аудита, был увеличен в 8 раз и составляет в настоящее время 400 млн. рублей. Одновременно параметр валюты баланса был увеличен в 3 раза.

«В качестве основного аргумента для повышения количественных критериев обязательности аудита была использована апелляция к утверждаемым Правительством РФ предельным значениям выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории среднего и малого предпринимательства (СМП)» — отмечает докладчик. По этой логике, обязательный аудит для малых предприятий рассматривается как дополнительное обременение.

Однако, по мнению Татьяны Михайлович, такой подход необоснован в существующих условиях.

«Дело не только и даже не только в том, что в России установлены параметры отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, превышающие среднеевропейские» — отмечает эксперт. «Куда более существенный факт заключается в том, что при всей разности подходов, применяемых в мировой практике, практически везде, если предприятие является субъектом обязательного аудита, то аудит для этого предприятия действительно обязателен и случаи уклонения от обязательности аудита носят исключительный характер. К сожалению, для российской практики уклонение от обязательности аудита является нормой и никого не удивляет».

Татьяна Николаевна акцентирует внимание на том, что данные государственной статистики, которые позволяют оценить объем аудиторского рынка нигде и никогда не публиковались, в ежегодном анализе рынка аудиторских услуг, подготавливаемом МФ РФ, отсутствует информация, позволяющая выявить количество лиц, которые потенциально попадают под обязательность аудита и оценить степень исполнения этой нормы закона.

Оценивая обременение аудитом для малого предпринимательства в России, докладчик приводит официальные данные ФНС РФ на 01.01.2017г, согласно которым:

  • количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, составляет — 4.553.818 субъектов,
  • в Реестре СМП зарегистрировано: 2.816.794 субъекта, в том числе: микро-2.556.939 субъекта (90,8 % от всех СМП), малые — 239.904 субъекта (8,5% от всех СМП), средние — 19.951 субъекта (0,7 % от всех СМП).

Таким образом, количество организаций, не относящихся к СМП, составляет — 1.737.024 субъектов, из них 1.079.180 — это коммерческие организации, которые по определению не относятся к СМП. Последняя цифра, по мнению докладчика, особенно впечатляет, если сопоставить ее с количеством организаций, отчетность которых в 2016 году была подтверждена аудитом — 74.537 организаций, что составляет всего 1,6% из числа зарегистрированных в стране организаций.

Из этих данных становится очевидным вывод: от обязательного аудита в России уклоняются не только и не столько СМП, а вполне крупные организации, которые и представляют собой потенциальную емкость для рынка обязательного аудита и не могут не представлять интереса для экономики страны. Причина такого положения дел очевидна — отсутствие в российском законодательстве комплекса мер административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей за достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности и за уклонение от выполнения публично-правовых обязанностей, заключающихся в проведении обязательного аудита.

«В рассматриваемых обстоятельствах Законопроект, имея одной из своих целей повышение качества финансовой отчетности, не может быть достаточно эффективным без одновременного введения институтов ответственности, как за представление недостоверной финансовой отчетности, так и за уклонение от обязательного аудита. Эта проблема носит фундаментальный характер, и до тех пор, пока не введена ответственность аудируемых лиц, любые изменения законодательства в области усиления контроля и надзора исключительно за аудиторами не гарантируют успешного развития отрасли. Обязательный аудит должен быть обязательным» — считает Татьяна Михайлович.


Аудит Бизнес Платформа