09.12.2017 - Бороться ли аудиторам с отмыванием: письмо ЦБ vs требования стандартов

 

Должны ли аудируемые лица выполнять требования аудиторы о предоставлении документов с целью их проверки на предмет отмывания денег? До последнего времени положительный ответ на этот вопрос не вызывал сомнений, ибо этого требуют стандарты аудиторской деятельности. Однако, в недавно опубликованном письме ЦБ изложил иную позицию, поставив аудиторов перед непростым выбором.

По информации ИД «Коммерсант», участились случаи, когда финансовые компании стали отказывать аудиторам в представлении документов, относящихся к сфере антиотмывочного закона. Как отмечает издание, причиной послужило письмо ЦБ от 17 ноября № 12-1-5/4141. В нем Банк России указал, что ст. 4 «антиотмывочного» закона 115-ФЗ содержит запрет на информирование третьих лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ, а также отметил, что законодательство РФ не устанавливает требований по проверке аудиторами компаний на предмет исполнения антиотмывочного законодательства. Таким образом, ЦБ фактически разрешил финансистам отказывать аудиторам в предоставлении ряда документов.

Как отмечает ИД «Коммерсант», до появления данного письма, по словам аудиторов, проблем с проверкой документов по ПОД/ФТ со стороны финансистов не было. Проблема заключается в том, что если представители аудируемого лица отказывают предоставить соответствующие документы, ссылаясь на письмо Центрального Банка, аудитор оказывается перед непростым выбором из трех вариантов: либо пойти на нарушение стандартов, либо вносить в аудиторское заключение существенные оговорки, либо отказаться от проведения аудита. Проверять соблюдение «иного законодательства», в том числе и 115-ФЗ, требуют от аудитора два стандарта -МСА 240 и МСА 250. При аудите финансовых компаний не обойтись без изучения вопроса, насколько клиент исполняет требования 115-ФЗ и оценки вероятности применения к нему санкций регулятором. Таким образом, аудитор не может делать выводы о возможности непрерывности его деятельности в будущем, о достоверности отчетности.

Эксперты отрасли обращают внимание на еще одну проблему. По словам директора департамента управления рисками КПМГ Майи Надеждиной, закон «Об аудиторской деятельности» фактически запрещает клиентам ограничивать объем аудита и, соответственно, устанавливать ограничения в истребовании документов, необходимых для целей аудита. Эту позицию разделяют и в Федеральном казначействе (ФК) — ее высказала заместитель начальника управления по надзору за аудиторской деятельностью ФК Татьяна Коротаева на состоявшейся в понедельник встрече с аудиторами в ФК. Действующий регулятор отрасли — Минфин ранее прямо требовал от аудиторов проверять соблюдение закона 115-ФЗ (письмо № 07-02-05/40858). Сейчас Минфин несколько сменил риторику. На той же встрече Заместитель руководителя департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Сергей Соломяный отметил, что в рамках аудита не проверяется соблюдение клиентом требований 115-ФЗ, хотя по международным стандартам аудитор должен оценить соблюдение законодательных актов, оказывающих влияние на деятельность клиента.

Создавшаяся ситуация требует оперативного прояснения. Ведь в противном случае в выигрышном положении могут оказаться наименее ответственные и добросовестные представители аудиторской профессии, которые будут готовы «закрывать глаза» на требования стандартов, становясь для своих клиентов удобными партнерами.

Очевидно, что такая ситуация противоречит заявленной Центральным Банком цели повышения качества аудита, ради чего, собственно и была затеяна реформа отрасли, в результате которой регулятором аудиторов станет ЦБ.