В соответствии с разделом 5.1 НК РФ, не позднее 20 мая 2014 года компании, входящие в холдинговые структуры должны представить отчет в ФНС России о совершенных ими в 2013 году контролируемых сделках.
Учитывая то, что система минимизации налоговых рисков три трансфертном ценообразовании – процесс многоступенчатый и сложный, а час «X» совсем не за горами, приступить к решению этого вопроса желательно в самое ближайшее время.
Что необходимо сделать, чтобы компания четко и своевременно выполнила требования российского законодательства, чтобы удалось избежать как налоговых, так и имиджевых рисков? Какова последовательность действий и на что следует особо обратить внимание? Остановимся на ключевых аспектах минимизации налоговых рисков при трансфертном ценообразовании.
В первую очередь определим понятие контролируемой сделки. С точки зрения Налогового Кодекса России, контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к ним. Поэтому определение их перечня – это первый этап.
Решив эту задачу, нужно перейти к более сложной – формированию перечня контролируемых сделок. На данном этапе необходимо не только проанализировать правовые критерии, но и оценить сущность взаимоотношений сторон по сделкам, объемы контролируемых сделок.
Помимо работы специалистов, еще одно необходимое условие – наличие современного, адаптированного под систему документооборота компании программного продукта, позволяющего эффективно отслеживать и анализировать контролируемые сделки.
Итак, перечень взаимозависимых лиц определен, созданы условия для определения и анализа контролируемых сделок. Кроме этого требуется наладить работу с контролирующими органами, а именно:
Для того, чтобы система работы по контролируемым сделкам функционировала без сбоев, необходима четкая регламентация всего бизнес-процесса, включающего определение взаимозависимых лиц, определение критериев контролируемых сделок, систему работы с ФНС.
В большинстве случаев требуется подготовка четырехуровневой системы документации:
Качественная подготовка, проработка и тестирование регламентирующих документов позволят до минимума сократить риски трансфертного ценообразования.
Требуется ли привлечение экспертов или компания может обойтись собственными ресурсами? Теоретически можно обойтись и собственными силами, если выполняются следующие условия:
Однако, компании, отвечающие подобным условиям – большая редкость (если не сказать, что исключение). Знания таких специалистов – довольно специфические, содержать их в штате экономически нецелесообразно. Впрочем, даже если компания обладает всеми необходимыми кадровыми и программными ресурсами, а бизнес-процессы поставлены на высоком уровне, степень ответственности штатных сотрудников едва ли сопоставим с ответственностью аудиторской компании.
Разумеется, этот лишь самый общий подход к решению проблемы минимизации рисков трансфертного ценообразования. Каждый проект требует индивидуального подхода по контролируемым сделкам исходя из организационной структуры, характера и специфики хозяйственных операций, организации документооборота и других факторов. Если Вы хотите надежно и своевременно решить проблему минимизации рисков трансфертного ценообразования, наши специалисты готовы проконсультировать Вас и подготовить для Вашей компании индивидуальную программу.