07.05.2014 - Жесткий демпинг и кофеварка в придачу: почему перспективы российского аудита не внушают оптимизма

О трудностях российских аудиторов и пессимистических оценках перспектив за последние 2-3 было написано немало.

Один из наиболее основательных материалов на эту тему — «Аудит с петлей на шее: почему российские аудиторы и консультанты не верят в светлое будущее» был опубликован 30 апреля на сайте www.audit-it.ru. Не без интереса прочитал статью, в которой подводятся итоги работы аудиторов и консультантов за 2013 год, а также приводятся мнения экспертов и анализируются основные факторы, тормозящие рост спроса на аудиторские и консалтинговые услуги. Не пытаясь поставить под сомнение приведенные факты и выводы, я все же хочу выразить свое личное, субъективное мнение и обратить внимание не некоторые обстоятельства, которым, на мой взгляд, не уделяют достаточного внимания.

От общего к частному

С основным выводом я не могу не согласиться — перспективы аудиторской отрасли, равно как и консалтинга, действительно, мягко говоря, туманны. Сразу же оговорюсь, что IT-консалтинг я выношу за скобки, у этого сегмента своя, ярко выраженная специфика. Что же касается собственно аудита и сопутствующих аудиту услуг, то снижение спроса и, как следствие объемов реализации услуг — итог вполне закономерный. Сколько-нибудь серьезных оснований ожидать всплеска интереса к аудиторским и консалтинговым услугам, тоже, на мой взгляд, нет. Однако, что на самом деле стала причиной столь безрадостного положения дел, а главное — как эту тенденцию изменить? Обо всем по порядку.

Проблемы российских аудиторов: от глобализации до переаттестации

Итак, какие факторы, по мнению экспертов негативно влияют на развитие рынка аудиторских и консалтинговых услуг? Таковых немало. Среди них — экспансия ведущих международных аудиторских компаний, которые работают не только с представительствами иностранных банков и корпораций, крупнейшим российским бизнесом, но и со значительной частью среднего бизнеса. Увы, глобализация экономики, которую приходится принимать в расчет.

Другой немаловажный фактор, которому уделяется внимание, в том числе, в указанной статье — политика государства. В частности, речь идет о введении с 2012 года аттестата нового образца, дающий право проводить обязательные аудиторские проверки социально значимых предприятий. Как известно, процент аудиторов, справившихся с экзаменами крайне низок, тем не менее, едва ли это оказало столь существенное влияние на рынок аудиторских услуг в целом.

Куда более существенными стали изменения, произошедшие на год раньше. С 01.01.2011, по инициативе Минфина РФ, Федеральным законом от 28.12.2010 № 400-ФЗ показатель объема выручки, для целей проведения обязательного аудита, для предприятий осуществляющих продажу продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг был увеличен в 8 раз, и составляет в настоящее время 400 млн. рублей. До 01.01.2011 аудиторские проверки в обязательным порядке должны были проходить организации, сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышала 20 млн. рублей. С 01.01.2011, по инициативе Минфина РФ, Федеральным законом от 28.12.2010 № 400-ФЗ показатель суммы активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года, для целей проведения обязательного аудита, был увеличен в три раза, и составляет в настоящее время 60 млн. рублей.

Таким образом, количество предприятий и учреждений, попадающих под обязательный аудит по сравнению с 2010 годом сократилось более, чем наполовину, что автоматически привело к существенному сокращению спроса на аудиторские услуги в целом. Учитывая то обстоятельство, что штраф за уклонение от проведение обязательного аудита символичен, обязательный аудит, де-факто, превратился в факультативный.

Впрочем, приведенные выше факторы объективны — от аудиторов они не зависят и влиять на них мы едва ли можем. Как обстоят дела с теми факторами, которые определяются самими аудиторами — качеством, организацией продвижения услуг, созданием благоприятного имиджа? Увы, нисколько не лучше.

Демпинг — главный аргумент аудитора

Как ведут себя многие из наших коллег в таких условиях, что они предпринимают, как продвигают свои услуги, а главное — какую реакцию это вызывает у клиентов?

Увы, в большинстве случаев все предельно просто. Основной аргумент аудитора — демпинг. Те предложения, которые отправляются клиентам, как правило однообразны, не содержательны и отличаются лишь ценой. Получив 3, 5 или 10 подобных предложений, как может клиент их оценить? По каким критериям он может сделать выбор? По сути, сами аудиторы зачастую подталкивают клиента к нехитрой мысли, что основной признак дифференциации — это цена. Кто ниже «ниже упадет» — тот, вероятнее всего и получит контракт. Результат такого подхода впечатляет: час работы аудитора в среднем стоит в два раза дешевле, чем час работы автомеханика.

Если же быть до конца объективным, то встречаются предложения не столь скучные, а иногда и жизнеутверждающие. К примеру, типовое предложение (или информационное письмо) одной из аудиторских компаний представляет собой большую таблицу скидок в зависимости от времени подписания договора на аудит и консалтинг, к примеру, в апреле — скидка 35%, в мае 25%, при заказе налогового аудита — 40% скидка, если будет заключен договор на консалтинг — в подарок кофеварка и т.д. Попади это предложение, по какому-нибудь роковому стечению обстоятельств, к маркетологам «Макдональдса» или магазина-дискаунтера — их можно было бы только пожалеть. Стало бы очевидно, как они безнадежно отстали, аудиторы их оставили далеко позади.

Другой вопрос — как это воспринимают клиенты. Получая подобные предложения, могут ли они воспринимать аудиторов всерьез? Можно ли требовать от них уважения к профессии аудитора, если сами аудиторы фактически позиционируют себя как «матерые дискаунтеры»? Кажется ли в таком случае соотношение стоимости труда аудитора и автомеханика нелогичным?

Клиентоориентированность: декларация или принцип работы

Если с ценами все просто и ясно, то как обстоят дела с клиентоориентированностью, о которой говорят все труженики сферы услуг? Увы, чудес не бывает. Этот показатель чаще всего соответствует уровню дискаунтера. У значительной части аудиторов подход к работе исключительно формальный. Возможно, это помогает избежать неприятностей при внешних проверках качества — все документы в наличии, оформлены в соответствии со стандартами. Только, полезна ли такая работа для клиента — этот вопрос остается открытым.

Что же дальше?

Итак, причины и тенденции очевидны. Да, государственная политика не направлена на поддержку нашей отрасли. Конечно, можно долго сокрушаться по этому поводу, обвинять во всех грехах высокопоставленных чиновников. Только, поможет ли это? Повысит ли это престиж профессии аудитора? Увеличится ли спрос на аудиторские услуги? Очевидно, нет. Ведь ключевая проблема не в государственной политике и не в глобализации. Проблема в том, что значительная часть руководителей предприятий и главных бухгалтеров не видят в аудиторах настоящих незаменимых помощников для бизнеса, без которых не принимаются важные управленческие решения. До тех пор, пока эта тенденция сохранится, демпинг останется главным и, по сути, единственным аргументом аудитора.



Григорий Ежкин Директор по развитию, Татьяна Михайлович Управляющий партнер