13.09.2014 - Как правильно подготовить документацию по трансфертному ценообразованию?

Статья Генерального директора ООО «Аудит-Бизнес-Платформа» Татьяна Михайлович опубликована в еженедельном журнале «бухгалтерские вести» (№ 33, сентябрь 2014)

В соответствии с главой V.I НК РФ, компании, ведущие хозяйственную деятельность в Российской Федерации, должны представить уведомления в ФНС России о совершенных ими контролируемых сделках. Это нововведение усиливает контроль государства в области трансфертного ценообразования, а также значительно повышает ответственность хозяйствующих субъектов.

Законодательная база, регулирующая ключевые вопросы трансфертного ценообразования, существует в России уже более 10 лет. Однако, прежде никаких обязательств предоставлять в контролирующие органы уведомления о совершенных контролируемых сделках не было. Таким образом, практически единственным вариантом, при котором ФНС могла обнаружить факт совершения контролируемых сделок, являлась выездная налоговая проверка. Другой немаловажный нюанс — сложный, многоступенчатый алгоритм доказательства того, что примененные в сделке цены не соответствуют рыночным. Впрочем, даже если контролирующим органам удавалось обнаружить и доказать наличие нарушений, размер предусмотренных штрафных санкций был незначителен. Совокупность этих обстоятельств, по сути, делала для хозяйствующих субъектов контроль за трансфертным образованием факультативным, а интерес к методологии определения взаимозависимых лиц, контролируемых сделок и анализу цен со стороны топ менеджеров российских компаний носил, по большей части, академический интерес.

В нынешних реалиях для того, чтобы полностью и в срок выполнить предусмотренные Налоговым Кодексом РФ требования, исключить существенные налоговые и репутационные риски, финансовым директорам и главным бухгалтерам придется оперативно разобраться как в критериях взаимозависимости, так и в определении контролируемых сделок и отчетности по ним.

По действующим в 2012 г. и последующие периоды сделкам любое отклонение от рыночной цены может повлечь за собой дополнительные налоговые начисления с суммы дохода, который мог быть получен одной из сторон сделки, но не был ею получен вследствие применения цены, отличной от рыночной. Доначисление будет производиться налоговым органом путем пересчета обязательств сторон сделки исходя из рыночной цены.

Под налоговый контроль за ценой сделки попадут не все сделки, а только те, которые относятся к контролируемым, критерии контролируемых сделок установлены ст. . 105.14 НК РФ. В любых иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, примененную сторонами сделки. Напомним, что в соответствии со ст. 105.14 НК РФ контролю подлежат сделки с взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки.

Когда и куда следуют представить уведомление

Обязанность по уведомлению налоговых органов о совершенных контролируемых сделках установлена п. 1 ст. 105.16 НК РФ. По общему правилу крайний срок для представления уведомления — 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Основания для освобождения от исполнения обязанности по представлению уведомлений в случае совершения контролируемых сделок НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 25.03.2013 N 03-01-18/9309). Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет штраф в размере 5000 руб. Новый вид ответственности установлен в ст. 129.4 НК РФ.

Следует отметить, что, если первоначально представленное уведомление содержит неполные сведения, неточности или ошибки, его можно будет уточнить (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Уведомление о контролируемых сделках по установленной форме на бумажном носителе или по установленному формату в электронной форме направляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика либо по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Форма и Формат уведомления, а также Порядок заполнения формы уведомления утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Налоговый орган, получивший уведомление, в течение 10 дней направляет его в электронной форме в ФНС РФ. Далее ФНС РФ проведет камеральный анализ уведомлений и, возможно, назначит проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Положения ст. ст. 105.15 — 105.17 НК РФ до 01.01.2014 применяются при условии, что сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в 2012 г. с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 100 млн. рублей, в 2013 г. — 80 млн. рублей. Начиная с 01.01.2014 года нормы указанных статей НК РФ применяются вне зависимости сумма от суммы доходов по всем контролируемым сделкам. Таким образом, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами), составит менее 100 млн. рублей в 2012 г. и менее 80 млн. рублей в 2013 г., соответствующая сделка будет являться контролируемой, но в отношении ее не подлежит применению требование о представлении уведомления о контролируемых сделках.

Требования к подготовке уведомления

Согласно п. 3 ст. 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках, содержащиеся в уведомлении, должны содержать следующую информацию:

  1. календарный год, за который представляются сведения;
  2. предметы сделок;
  3. сведения об участниках сделок:
    • полное наименование организации, а также ее ИНН (если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
    • Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и его ИНН;
    • Ф.И.О. и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
  4. сумма полученных доходов и (или) сумму произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Уведомление о контролируемых сделках включает в себя:

  1. титульный лист, в котором указываются общие сведения о налогоплательщике;
  2. раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)». В этом разделе отражаются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, данный раздел заполняется в отношении каждой такой сделки;
  3. раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)». Здесь указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки;
  4. раздел 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)» (заполняется налогоплательщиками, у которых есть контролируемые сделки с организациями);
  5. раздел 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)» (заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой).

Сведения о контролируемых сделках можно подготовить по группе однородных сделок (п. 4 ст. 105.16 НК РФ). Однородными признаются сделки, которые совершены в сопоставимых коммерческих или финансовых условиях и предметом которых могут быть идентичные (однородные) товары (работы, услуги) (п. 2 ст. 105.7 НК РФ).

Предположим, что сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу однородных сделок (поставка одного товара (товарной позиции), указанного в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими или финансовыми условиями). В этом случае заполняется один лист раздела 1А, в котором в поле 200 «Группа однородных сделок» указывается цифра 1. Количество листов раздела 1Б должно соответствовать количеству операций с товаром (количеству поставок). Если сделки нельзя признать однородными, уведомление заполняется в отношении каждой конкретной сделки, поэтому каждому листу раздела 1А должен соответствовать листу раздела 1Б.

Нужно ли готовить документацию?

Итак, уведомление подготовлено и отправлено. Будет ли этого достаточно или придется готовить подробную информацию о контролируемых сделках? В соответствии с действующим порядком, участники контролируемых сделок должны предоставить информацию по требованию ФНС РФ в следующих случаях:

  1. в рамках предпроверочного анализа, по результатам которого ФНС РФ принимается решение, проводить ли проверку по сделкам между взаимозависимыми лицами. Для этих целей ФНС РФ вправе затребовать документы не ранее 1 июня года, следующего за годом, когда была совершена контролируемая сделка. Требование можно не исполнять при сделках с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок и в некоторых других ситуациях (ст. 105.15 НК РФ).
  2. В рамках проверки, назначенной в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. При проведении такой проверки ФНС направит требование, и налогоплательщик обязан его исполнить в течение 30 дней со дня его получения. Продление срока не предусмотрено (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

Следует учитывать, что ФНС РФ вправе запросить документы (информацию) не только у проверяемого налогоплательщика, но и у других участников контролируемой сделки. Запрос выполняется путем направления поручения об истребовании документов (информации) в территориальную налоговую инспекцию лица, у которого истребуются документы (информация). Цель истребования документации — проверить, соответствуют цены, примененные сторонами сделки (сделок) , рыночным или нет.

Основная цель налогоплательщика в подготовке и предоставлении требуемой документации — подтвердить, что он заключил договоры, и совершил в рамках договоров сделки на уровне рыночных цен.

Как правильно подготовить документацию

Основная цель налогоплательщика в подготовке и предоставлении требуемой документации — подтвердить, что он заключил договоры и совершал в рамках договоров сделки на уровне рыночных цен.

Для этих целей налогоплательщик предоставляет сведения:

  • информацию о сторонах сделки (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются);
  • описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке, и прочую информацию о сделке;
  • сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении.
  • организационную структуру.
  • описание использованного метода трансфертного ценообразования в случае использования им методов, установленных главной 14.3 НК РФ, в том числе обоснование причин выбора и способа применения используемого метода, указание на используемые источники, расчет интервала рыночных цен/интервала рентабельности по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок.

Уместно заметить, что в уведомлениях о контролируемых сделках налогоплательщик не обязан раскрывать информацию об использованных методах ценообразования, предусмотренных главой 14.3 НК РФ.

Законодательство не содержит обязательных требований к форме, в которой налогоплательщик должен представить такую документацию, это может быть как один документ, составленный в произвольной форме, так и несколько документов (п. 1 ст. 105.15 НК РФ). Рекомендуемое содержание документации в целях налогового контроля, представляемой в соответствии со ст. 105.15 НК РФ, содержится в письме ФНС России от 30.08.2012 N ОА-4-13/14433@ «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля». Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ непредставление в установленные сроки налогоплательщиком запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки признается налоговым правонарушением, и влечет ответственность, установленную ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В вышеуказанном письме ФНС РФ обращает внимание налогоплательщиков на то, что помимо документации они могут представить и иную информацию, которая подтвердит, что контролируемая сделка совершена на тех же условиях, что и сопоставимые сделки, то есть по рыночным ценам.

ФНС России отмечает также соблюдение принципа соизмеримости, в соответствии с которым затраты на подготовку документации должны быть соизмеримы со сложностью сделки и ее ценой. Налоговый кодекс также говорит о том, что детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки). Это значит, что, чем сложнее сделка, тем больше сведений и информации может потребоваться налоговому органу для проверки (п. 6 ст. 105.15 НК РФ).

ФНС России также рекомендует налогоплательщикам осуществлять мониторинг цен в контролируемых сделках и подготовку определенных разделов документации, например, расчет интервалов рыночных цен (рентабельности), в период совершения контролируемой сделки или в период установления цены в контролируемой сделке. Такой подход к процессу подготовки документации соответствует положениям пункта 7 статьи 105.8 НК РФ.

Для того чтобы подготовить документацию полностью и в установленные сроки, очевидно, что налогоплательщикам необходимо в режиме реального времени диагностировать сделки, совершаемые с взаимозависимыми лицами, выделять сделки, попадающие под налоговый контроль.

ФНС России в Приложении N 1 к Письму N ОА-4-13/14433@ рекомендуют придерживаться следующего содержания документации, представляемой в ФНС России:

  1. Описание основных характеристик сферы (вида) деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), необходимое для понимания особенностей процесса ценообразования.

    В данный раздел включаются следующие сведения:

    • описание товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемой сделки или группы однородных сделок, их классификация, определение характерных свойств предмета сделки, с целью оценки возможности потенциального сопоставления с однородными (идентичными) товарами (работами, услугами);
    • существующий уровень конкуренции на рынке в соответствующей сфере деятельности налогоплательщика (основные конкуренты, потребители производимой продукции, поставщики сырья и материалов) и оценка влияния особенностей конкурентной среды на процессы ценообразования;
    • возможные заменители производимых товаров (работ, услуг) или иные товары, влияющие на процессы ценообразования в данной сфере деятельности;
    • уровень государственного регулирования в сфере деятельности налогоплательщика и влияние такого регулирования на процессы ценообразования;
    • выводы относительно вышеуказанных и иных существенных обстоятельств и причин, оказывающих влияние на ценообразование (факторы ценообразования).
  2. Описание основных характеристик группы компаний, в которую входит налогоплательщик (лица), совершивший контролируемую сделку (группу однородных сделок). Здесь приводятся:
    • структура собственности группы компаний (схема с указанием долей владения, осуществляемых функций и указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются) или часть такой структуры, включающая лиц, оказывающих влияние на ценообразование в контролируемой сделке;
    • перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);
    • основные конкурентные преимущества группы компании (включая перечень материальных и нематериальных активов, оказывающих существенное влияние на ценообразование);
    • общая характеристика места группы компаний на рынке в соответствующей сфере деятельности (лидер, крупнейшая компания, одна из многих и тому подобные);
    • выводы относительно основных характеристик группы компаний в целом и отдельных сторон контролируемой сделки.
  3. Сведения о контролируемой сделке и функциональный анализ. В данном разделе рекомендуемого содержания приводятся:
    • основание признания сделки (группы однородных сделок), контролируемой в соответствии с положениями ст. 105.14 НК РФ;
    • писание контролируемой сделки, условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ), включая коммерческие и (или) финансовые условия сделки, наименование предмета исполнения сделки (наименование товара, работы, услуги, иного объекта гражданских прав), его количественная характеристика и цена, номер и дата документа, которым оформлена сделка, место и дата совершения сделки;
    • анализ экономических обстоятельств деятельности сторон при совершении контролируемой сделки;
    • сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности (абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);
    • сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав при наличии соответствующих обстоятельств (абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);
    • сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке при наличии соответствующих обстоятельств (абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);
    • вывод относительно характеристики предмета исполнения сделки, коммерческих и (или) финансовых условий сделки, факторах, оказывающих влияние на цену (рентабельность) в сделке, для целей выбора методики ценообразования для целей налогообложения и поиска сопоставимых сделок и (или) организаций.

    Функциональный анализ включает:

    • описание функций, осуществляемых сторонами контролируемой сделки, согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ с расшифровкой расходов сторон контролируемой сделки (группы контролируемых сделок), свидетельствующих о выполнении сторонами своих функций;
    • описание активов (включая нематериальные активы), используемых каждой стороной для осуществления контролируемой сделки, согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ;
    • v
    • описание рисков, принимаемых каждой из сторон контролируемой сделки, согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ, и анализ распределения ответственности между сторонами;
    • вывод относительно функционального профиля сторон контролируемой сделки.
  4. Выбор методики ценообразования для целей налогообложения и источников информации.

    В данном разделе приводится обоснование методики ценообразования для целей налогообложения, учитываются относительные преимущества и недостатки каждого метода с учетом сущности контролируемой сделки, экономических обстоятельств деятельности сторон при осуществлении сделок, доступности надежной информации по сопоставимым сделкам и (или) организациям с учетом результатов функционального анализа, в том числе:

    • описание методики ценообразования (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 105.15 НК РФ);
    • обоснование причин выбора и способа применения используемого метода согласно абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ с учетом сущности контролируемой сделки и выводов функционального анализа, а также пояснения о причинах невозможности или нецелесообразности применения иных методов;
    • указание на используемые источники информации (абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ), обоснование их выбора и порядка их использования (основные и резервные);
    • экономический анализ (расчет рыночного интервала цен или рентабельности).

    Выводом по данному разделу является выбор и обоснование метода (комбинации методов), а также источников информации, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

  5. Определение интервала рыночных цен или рентабельности.

    В данном разделе приводится:

    • описание подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок и (или) организаций (абз. 4 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ), с указанием на использованные источники информации и показатели, на основании которых сделан вывод о сопоставимости. При значительном объеме информации рекомендуется представлять ее в электронном виде, например, в виде таблицы MS Excel;
    • описание функций, рисков и использованных активов по выбранным сопоставимым сделкам (организациям), указание качественной и количественной оценки различий с контролируемой сделкой, определение сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок;
    • описание корректировок, осуществленных налогоплательщиком в целях обеспечения сопоставимости сделок (организаций) по коммерческим и (или) финансовым условиям сделок согласно п. п. 4, 5 ст. 105.5 НК РФ;
    • расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке (абз. 4 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ) с учетом выводов разд. 3;
    • произведенные корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (в случае их осуществления) согласно абз. 8 пп. 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ;
    • вывод о соответствии цены в контролируемой сделке положениям п. 1 ст. 105.3 НК РФ или представление сведений о произведенных корректировках налоговой базы и сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ.

Основные правила корректировки налоговой базы

При проведении налоговой проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган вправе проверить полноту уплаты:

  • налога на прибыль,
  • НДФЛ (в отношении индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов),
  • НДПИ (если одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое);
  • НДС (в случае, если одна из сторон сделки не является плательщиком НДС). Сделки, в которых обе стороны являются плательщиками НДС, налоговые органы контролировать не вправе.

Налогоплательщик вправе уплачивать НДС, НДПИ и авансовые платежи по налогу на прибыль, НДФЛ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактической цены сделки с взаимозависимым лицом. Согласно п. 6 ст. 105.3 НК РФ в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), таких как НДПИ, НДС, НДФЛ и налог на прибыль организаций, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

По истечении календарного года налогоплательщик может самостоятельно откорректировать налоговую базу и доплатить налоги исходя из рыночных цен (п. п. 6, 7 ст. 105.3 НК РФ). Новая (откорректированная) цена будет признаваться рыночной для целей налогообложения (п. 3 ст. 105.3 НК РФ). Налогоплательщик вправе производить корректировку одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период.

Корректировки по НДС и НДПИ налогоплательщик вправе отразить в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, уточненные налоговые декларации налогоплательщик обязан представить одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций(28 марта года, следующего за годом совершения сделки, — ст. 289 НК РФ). Сумму налоговой недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам корректировки, следует погасить в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций за соответствующий налоговый период. При этом за период со дня возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения, пени на сумму недоимки не начисляются.

Таким образом, корректировка по налогу на прибыль производится вместе с представлением налоговой декларации по этим налогам, а корректировка НДПИ и НДС производится в уточненной декларации, подаваемой вместе с годовой декларацией по налогу на прибыль. Доплата по НДПИ и НДС проводится в сроки для уплаты налога на прибыль, т.е. по сроку 28 марта. В этом случае пени на сумму недоплаченного налога не начисляются. До внесения изменений (дополнений) в формы налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость, по налогу на добычу полезных ископаемых и по налогу на доходы физических лиц и порядки заполнения указанных налоговых деклараций, налогоплательщикам при отражении самостоятельных корректировок следует руководствоваться, соответственно, письмами ФНС России от 11.02.2013 N ЕД-4-3/2113@, 14.03.2013 N ЕД-4-3/4303@, 03.04.2013 N ЕД-4-3/5938@, 15.04.2013 N ЕД-4-3/6824@.

Одновременно с представлением налоговой декларации ФНС России (Письмо ФНС России от 11.02.2013 N ЕД-4-3/2113@) рекомендует направлять в налоговый орган пояснительную записку. В пояснительной записке целесообразно указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в договоре, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя), и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.

Информация, отражаемая в пояснительной записке, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС России и территориальными налоговыми органами, а также позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами. Таким образом, на этапе заключения или исполнения сделки между взаимозависимыми лицами на условиях, при которых применяемая цена отклоняется от рыночной, налогоплательщик может выбрать один из возможных вариантов:

  • рассчитать и уплатить налоги исходя из рыночной цены сделки, заключенной между взаимозависимыми лицами (п. 3 ст. 105.3 НК РФ);
  • уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ), а также перечислять НДС за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение года, исходя из фактических цен сделки (п. 7 ст. 105.3), а по окончании года скорректировать налоговые базы и доплатить налоги, если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).
  • Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ФНС России.

    Основанием для проверки будут служить уведомления налогоплательщиков о совершенных контролируемых сделках, извещения территориальных налоговых органов, которые выявили в ходе камеральной или выездной проверки контролируемые сделки, а также информация, которая получена ФНС России в рамках повторной выездной налоговой проверке в порядке контроля за деятельностью территориального налогового органа.

    В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

    В случае выявления занижения сумм указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ налогов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 ст. 105.3 НК РФ) и соответствующее доначисление налогов..

    В случае доначисления налога по итогам проверки рыночных цен ФНС России налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, может быть осуществлена симметричная корректировка суммы налога.

    Право на проведение симметричных корректировок другими сторонами контролируемой сделки возникает исключительно в случаях, когда решение о доначислении налога исполнено проверяемым налогоплательщиком -одной из сторон сделки.

    В заключение отметим, что ст. 129.4 НК РФ установлен новый состав налогового правонарушения и ответственность за него.

    Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

    При этом при вынесении решений о доначислении налогов вышеуказанная налоговая ответственность:

    • за налоговые периоды 2012 — 2013 гг.- не применяется;
    • за налоговые периоды 2014 — 2016 гг. применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога;
    • за налоговые периоды, начиная с 2017 г., применяются положения ст. 129.3 НК РФ, то есть штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.


    Михайлович Татьяна Николаевна