14.11.2014 - Истребование у налогоплательщика в ходе камеральной проверки документов по операциям, которые не признаются объектом обложения НДС.

Зачастую МИФНС в рамках камеральной проверки налоговой декларации по НДС требует представления подтверждающих документов (копии книг продаж и покупок, счета-фактуры, договоры купли-продажи, регистрационные документы, акты приема-передачи, документы, подтверждающие реализацию объектов, и документы бухгалтерского учета) по операциям, которые не признаются объектом обложения НДС на основании п. 2 ст. 146 НК РФ.

В п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом обложения НДС. Например, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст.146 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации земельных участков.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12 признано неправомерным истребование у налогоплательщика в ходе камеральной проверки документов по операциям, которые не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса операции по реализации земельных участков (долей в них) относятся к числу тех, что исключены из объекта обложения НДС. Учитывая, что речь шла об истребовании документов в рамках камеральной проверки, и полагая, что отсутствие объекта налогообложения нельзя приравнять к льготе, налогоплательщик отказался исполнить требование налогового органа о представлении документов.

Налоговый орган настаивал на том, что гл. 21 НК РФ предусматривает предоставление налогоплательщикам налоговых льгот, в том числе в виде исключения некоторых операций из объекта обложения НДС. Следовательно, на основании п. п. 6 и 8 ст. 88, ст. 93 НК РФ в ходе проведения камеральной проверки инспекция вправе истребовать у организации копии книг покупок и продаж, счета-фактуры, договоры, акты приема-передачи, регистрационные документы и прочие документы в подтверждение права на применение налоговой льготы. Непредставление таких документов квалифицировалось как отказ в представлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и, в соответствии со ст. 126 НК РФ, на налогплательщика налагался штраф.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев спор между налоговым органом и налогоплательщиком пришел к выводу о том, что направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит нормам ст. 88 НК РФ. Поэтому, привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно. Данный вывод, Президиум ВАС РФ мотивировал следующими положениями: Согласно пп. 1, 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить в порядке, установленном НК РФ, налоговые проверки, а также требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов.

Как определено п. 1 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Исходя из п. 1 ст. 93 НК РФ, налоговый орган вправе истребовать необходимые для проверки документы.

В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено НК РФ.

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

В п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. В силу пп. 6 п. 2 названной статьи не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации земельных участков (долей в них).

Отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Выводы:

Налоговый орган в рамках камеральной проверки вправе истребовать документы, касающиеся исключительно применения налоговых льгот и получения налоговых вычетов.
Налоговый орган в ходе камеральных налоговых проверок не имеют права истребовать у налогоплательщиков документы по операциям, которые не признаются объектом налогообложения в соответствии со ст.146 НК РФ, ст.149 НК РФ.

В ходе камеральной проверки налоговики вправе истребовать документы у налогоплательщика, если:

  • налогоплательщик применил льготу по проверяемому налогу (п. 6 ст. 88 НК РФ).
  • налогоплательщик обязан был приложить определенные документы к отчетности, но не сделал этого (п. 7 ст. 88 НК РФ);
  • проводится проверка декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
  • осуществляется проверка декларации (расчета) участника инвестиционного товарищества по налогу на прибыль организаций или НДФЛ (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • проводится проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
  • с 1 января 2014 г. при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы эти показатели до и после их изменений (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).


Аудит Бизнес Платформа