В современной экономике рейтинг той или иной организации рассматривается как ключевой количественный показатель, характеризующий ее позицию в отрасли. Однако, всегда ли этот показатель отражает реальное положение дел? Применительно к рынку аудиторско-консалтинговых услуг, такой вопрос задается все чаще. Судя по всему, для сомнений есть веские основания.
Если говорить об аудиторских услугах, то очевидно, что ни один составитель рейтинга не в состоянии провести сколько-нибудь серьезное сравнение качества работы аудиторов, их клиентоориентированность и т.д. Несомненно, реальным параметром для сравнения может быть выручка от оказания аудиторских и консалтинговых услуг.
Наверное, можно и нужно сравнивать количественные показатели деятельности компаний на товарных рынках. Насколько подобные рейтинги показательны в сфере услуг и обслуживания — большой вопрос. К примеру, выручка Макдональдса в десятки, если не в сотни раз превосходит выручку любого итальянского или французского ресторана. Едва ли из этого следует, что качество обслуживания и питания в Макдональдсе объективно лучше. Если Вы хотите провести яркий вечер, отведать вкусную еду и изысканное вино — вряд ли Вы выберете Макдональдс, какой бы внушительной не была выручка этого заведения.
В сфере услуг и в аудите в частности, важное значение имеет индивидуальный подход к клиенту, клиенториентированность, глубокое понимание бизнеса клиента, отраслевых особенностей, проблем клиента. Иными словами, качество обслуживания должно быть сопоставимо с хорошим рестораном или модным бутиком. Очевидно, что выполнение этих условий невозможно без серьезного контроля аудиторов, что предполагает сравнительно небольшую их численность (явно не 50 и тем более не 100 человек). В противном случае речь идет о поточном предоставлении услуг (по сути, модель Макдональдса).
Конечно, как относиться к рейтингам в сфере услуг каждый решает сам. Почему при выборе аудиторской компании ряд заказчиков если не руководствуются, то, по крайней мере, принимают его во внимание, а главное как эти рейтинги действительно формируются — постараемся ответить на эти вопросы.
Еще 15-20 лет назад значительная часть деловых людей сетовала на недостаток информации для принятия управленческих решений. Сейчас все с точностью наоборот. Информационный поток в последние годы настолько велик, что как руководители, так зачастую и рядовые исполнители хотят оградить себя от огромного потока информации, для удобства принятия решения (или его обоснования) все привести в понятную табличную форму с небольшим количеством ключевых цифр. Нет времени (а часто и желания) вникать в нюансы, анализировать разные источники информации, особенно, если речь идет не о товарах, а о сфере услуг, где все кажется относительным и не всегда понятным. Как, например, сравнить две аудиторские организации, если нет желания перегружать себя информацией, вникать в нюансы работы аудитора? Самый простой вариант — обратиться к отраслевому рейтингу.
Спрос, как известно, определяет предложение. Дальнейшая цепочка логична, проста и понятна. Для того, чтобы выше подняться в рейтинге нужно показать максимально возможную выручку. Самый простой способ завысить выручку — формальное объединение с другими организациями в группу компаний.
Эта схема давно успешно и широко применяется. Причем, некоторые из последователей великого комбинатора иногда используют своих доверчивых и менее искушенных коллег «вслепую». Например, предлагается объединиться в некую «сеть» и подписать соответствующие договоры для победы в неком крупном тендере. В результате, консалтинговые псевдообъединения включают десятки компаний де-факто никак между собой не связанных.
Некоторые из наших коллег решили сопоставить данные уважаемого рейтингового агентства «Эксперт» и не менее уважаемого Минфина России. Получилось весьма любопытно. Суммарная выручка участников рэнкинга РА «Эксперт» за 2014 год составила 101, 6 млрд. рублей (http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/823733.html).
Если же верить Минфину (http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/#) то совокупная выручка всех аудиторских организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, за 2014 год составила 53,6 млрд. рублей, при этом, учитывая, что доля доходов от аудита в общих доходах составляет 52,5%, то совокупная выручка от аудита 4 500 аудиторских компаний за 2014 год составляет 28,2 млрд. рублей. Согласно данным рэнкинга РА «Эксперт» за 2014 год совокупная выручка от аудита 114 аудиторско-консалтинговых групп и аудиторских организаций (в рэнкинге участвовали 116 АГК и аудиторских организаций , по двум из них из них отсутствуют данные о доле выручки от аудиторских проверок в общей сумме выручки) составляет 31,9 млрд. рублей.
Теоретически такое расхождение можно объяснить банальной ошибкой при подсчете или каким-либо техническим сбоем, либо особенностями методики определения показателя. Однако, если проанализировать рейтинг аудиторских организаций за 2013 год, то получится еще интереснее — оказывается, выручка первых 11 аудиторских организаций, представленных в рэнкинге РА «Эксперт» за 2013 год превышает всю годовую выручку всех 4,7 тысячи российских аудиторских организаций (Никифоров С.Л. «Мы его теряем? (О перспективах российского аудита)» // Аудиторские ведомости. 2015. N 2. С. 3 — 16. , http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5701). «Это невозможно» — скажите Вы. Посмотрите на представленные рейтинги и Вы убедитесь в обратном. Еще как возможно!
Чем же в таком случае является так называемый рэнкинг аудиторских организаций — информацией или дезинформацией?