16.09.2015 - Рейтинги аудиторов: информация или дезинформация?

В современной экономике рейтинг той или иной организации рассматривается как ключевой количественный показатель, характеризующий ее позицию в отрасли. Однако, всегда ли этот показатель отражает реальное положение дел? Применительно к рынку аудиторско-консалтинговых услуг, такой вопрос задается все чаще. Судя по всему, для сомнений есть веские основания.

Что на самом деле показывает рейтинг аудиторских организаций?

Если говорить об аудиторских услугах, то очевидно, что ни один составитель рейтинга не в состоянии провести сколько-нибудь серьезное сравнение качества работы аудиторов, их клиентоориентированность и т.д. Несомненно, реальным параметром для сравнения может быть выручка от оказания аудиторских и консалтинговых услуг.

Наверное, можно и нужно сравнивать количественные показатели деятельности компаний на товарных рынках. Насколько подобные рейтинги показательны в сфере услуг и обслуживания — большой вопрос. К примеру, выручка Макдональдса в десятки, если не в сотни раз превосходит выручку любого итальянского или французского ресторана. Едва ли из этого следует, что качество обслуживания и питания в Макдональдсе объективно лучше. Если Вы хотите провести яркий вечер, отведать вкусную еду и изысканное вино — вряд ли Вы выберете Макдональдс, какой бы внушительной не была выручка этого заведения.

В сфере услуг и в аудите в частности, важное значение имеет индивидуальный подход к клиенту, клиенториентированность, глубокое понимание бизнеса клиента, отраслевых особенностей, проблем клиента. Иными словами, качество обслуживания должно быть сопоставимо с хорошим рестораном или модным бутиком. Очевидно, что выполнение этих условий невозможно без серьезного контроля аудиторов, что предполагает сравнительно небольшую их численность (явно не 50 и тем более не 100 человек). В противном случае речь идет о поточном предоставлении услуг (по сути, модель Макдональдса).

Конечно, как относиться к рейтингам в сфере услуг каждый решает сам. Почему при выборе аудиторской компании ряд заказчиков если не руководствуются, то, по крайней мере, принимают его во внимание, а главное как эти рейтинги действительно формируются — постараемся ответить на эти вопросы.

Кого интересует рейтинг и как работают последователи О. Бендера

Еще 15-20 лет назад значительная часть деловых людей сетовала на недостаток информации для принятия управленческих решений. Сейчас все с точностью наоборот. Информационный поток в последние годы настолько велик, что как руководители, так зачастую и рядовые исполнители хотят оградить себя от огромного потока информации, для удобства принятия решения (или его обоснования) все привести в понятную табличную форму с небольшим количеством ключевых цифр. Нет времени (а часто и желания) вникать в нюансы, анализировать разные источники информации, особенно, если речь идет не о товарах, а о сфере услуг, где все кажется относительным и не всегда понятным. Как, например, сравнить две аудиторские организации, если нет желания перегружать себя информацией, вникать в нюансы работы аудитора? Самый простой вариант — обратиться к отраслевому рейтингу.

Спрос, как известно, определяет предложение. Дальнейшая цепочка логична, проста и понятна. Для того, чтобы выше подняться в рейтинге нужно показать максимально возможную выручку. Самый простой способ завысить выручку — формальное объединение с другими организациями в группу компаний.

Эта схема давно успешно и широко применяется. Причем, некоторые из последователей великого комбинатора иногда используют своих доверчивых и менее искушенных коллег «вслепую». Например, предлагается объединиться в некую «сеть» и подписать соответствующие договоры для победы в неком крупном тендере. В результате, консалтинговые псевдообъединения включают десятки компаний де-факто никак между собой не связанных.

Занимательная арифметика: почему цифры «не бьются»?

Некоторые из наших коллег решили сопоставить данные уважаемого рейтингового агентства «Эксперт» и не менее уважаемого Минфина России. Получилось весьма любопытно. Суммарная выручка участников рэнкинга РА «Эксперт» за 2014 год составила 101, 6 млрд. рублей (http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/823733.html).

Если же верить Минфину (http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/#) то совокупная выручка всех аудиторских организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, за 2014 год составила 53,6 млрд. рублей, при этом, учитывая, что доля доходов от аудита в общих доходах составляет 52,5%, то совокупная выручка от аудита 4 500 аудиторских компаний за 2014 год составляет 28,2 млрд. рублей. Согласно данным рэнкинга РА «Эксперт» за 2014 год совокупная выручка от аудита 114 аудиторско-консалтинговых групп и аудиторских организаций (в рэнкинге участвовали 116 АГК и аудиторских организаций , по двум из них из них отсутствуют данные о доле выручки от аудиторских проверок в общей сумме выручки) составляет 31,9 млрд. рублей.

Теоретически такое расхождение можно объяснить банальной ошибкой при подсчете или каким-либо техническим сбоем, либо особенностями методики определения показателя. Однако, если проанализировать рейтинг аудиторских организаций за 2013 год, то получится еще интереснее — оказывается, выручка первых 11 аудиторских организаций, представленных в рэнкинге РА «Эксперт» за 2013 год превышает всю годовую выручку всех 4,7 тысячи российских аудиторских организаций (Никифоров С.Л. «Мы его теряем? (О перспективах российского аудита)» // Аудиторские ведомости. 2015. N 2. С. 3 — 16. , http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5701). «Это невозможно» — скажите Вы. Посмотрите на представленные рейтинги и Вы убедитесь в обратном. Еще как возможно!

Чем же в таком случае является так называемый рэнкинг аудиторских организаций — информацией или дезинформацией?



Аудит-Бизнес-Платформа