В опубликованном на сайте Минфина проекте Концепции развития аудиторской деятельности в РФ приведены основные итоги развития института аудита, проблемы развития аудиторской деятельности, цель и основные задачи развития данной сферы, а также приоритетные направления дальнейшего развития.
О кризисе в аудиторской отрасли в последние годы сказано более чем достаточно. Очевидна необходимость четкого понимания ключевых проблем отрасли, постановка цели и задач, четкая программа дальнейших действий. Такова логика Концепция развития аудиторской деятельности в нашей стране, опубликованной на сайте Минфина. Как человек, руководящий аудиторской организацией более 10 лет, знакомый с отраслевой проблематикой не понаслышке, позволю себе высказать мнение по основным аспектам представленной Концепции.
Итак, в чем причины столь непростого положения российского аудита? Авторы концепции обращают внимание на конъюнктурные и институциональные проблемы. В частности, низкий уровень востребованности аудиторских услуг, авторы документы объясняют, среди прочего, «ограниченным кругом услуг, предлагаемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами».
Кроме того, в центре внимания проблемы институционального характера:
Кроме того, одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия рынка к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов. «Действующая система профессиональной аттестации аудиторов не ориентирована в должной степени на достижение претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора необходимого уровня компетентности, позволяющего на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер» — считают авторы опубликованной на сайте Минфина Концепции.
Указанные выше проблемы, безусловно, актуальны. Однако, нельзя не обратить внимание на куда более фундаментальные, оказывающие еще более ощутимое влияние на практику российского аудита. В первую очередь — отсутствие сколько-нибудь существенной ответственности за уклонение организаций от проведения обязательной аудиторской проверки. Такая ситуация по сути превращает требования № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности от 30.12.2008 в факультатив. Это точно не способствует повышению статуса аудиторской деятельности.
Безусловно, отрицательно сказывается на состоянии и развитии института аудита недооценка экономическими субъектами вопроса значимости и качества бухгалтерской отчетности, формируемой на основе нормативно-правовых актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в России. Признаков несоблюдения субъектами экономической деятельности правил ведения бухгалтерского учета и подготовки годовой бухгалтерской отчетности много, к ним можно отнести следующие:
Все это в совокупности определяет среду существования института аудита, которая в совокупности с отсутствием адекватной ответственности экономических субъектов за недостоверность подготавливаемой ими бухгалтерской отчетности приводит к недооценке роли и значения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.
Какие меры необходимо предпринять, чтобы придать развитию отрасли положительную динамику развития? По мнению авторов Концепции, в целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг, требуется:
Последний пункт не только требует серьезной конкретизации, но и является обязательным условием для восстановления рынка аудиторских услуг. Если наказание за уклонение от проведения обязательных аудиторских проверок по-прежнему будет носить символический характер, то и эффективность всех прочих мер будет сведена к минимуму.
Также авторы документа планируют завершить принятие нормативных актов, обеспечивающих признание документов Международных Стандартов Аудита (МСА) для применения в РФ, гармонизировать законодательство РФ об аудиторской деятельности с едиными принципами ее ведения на территории ЕАЭС, укреплять институт аудиторской тайны, систематически актуализировать правила независимости и кодекс профэтики аудиторов в соответствии со стандартами Международной федерации бухгалтеров. Как отмечают авторы Концепции, итогом предлагаемых мер должна стать разработка новой редакции Федерального Закона «Об аудиторской деятельности», говорится в документе.
В проекте Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в качестве одной из мер совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг указано повышение эффективности государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающего, в том числе, аудиторские заключения об этой отчетности (в случае проведения обязательного аудита). Теоретически, предложение правильное. Однако, повышать эффективность можно только того объекта контроля (или ресурса), который реально существует. Что мы имеем на практике? Прежде всего, определение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающего, в том числе, аудиторские заключения, отсутствует в законодательстве. Порядок пользования этим «ресурсом» не определен.
Если речь идет об обязанности экономических субъектов предоставлять в Росстат обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением, то следует отметить, что бизнес-процессы контроля за выполнением субъектами экономической деятельности указанной обязанности не определены. Не определены также основные цели и задачи контроля. По существу в Росстат экономическим субъектом может быть представлена любая редакция годовой финансовой отчетности. То есть, де-факто, контроля не существует. В практической деятельности возможны случаи:
Впрочем, есть простое и эффективное решение этой проблемы. Контроль может существовать только при условии того, что копии выданных аудиторских заключений вместе с годовой финансовой отчетностью в Росстат должны представлять аудиторские организации. Все организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в территориальный орган Росстата по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, Письмо Минфина от 12.01.2016 N 07-01-10/130 не позднее 31 марта следующего года. Представляется правильным внести изменения в закон № 402-ФЗ: «Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторская организация обязана предоставить выданное ею аудиторское заключение с такой отчетностью не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения.»
Необходимо подготовить предложения о порядке получения доступа к указанному государственному информационному ресурсу заинтересованными лицами (Письмо Минфина России от 12.01.2016 N 07-01-10/130). Кроме того, Росстат обязан контролировать соответствие представленной организациями годовой бухгалтерской отчетности той отчетности, которая является неотъемлемой частью аудиторского заключения.