31.07.2016 - Концепция развития российского аудита: что учтено и что осталось «за кадром»

В опубликованном на сайте Минфина проекте Концепции развития аудиторской деятельности в РФ приведены основные итоги развития института аудита, проблемы развития аудиторской деятельности, цель и основные задачи развития данной сферы, а также приоритетные направления дальнейшего развития.

О кризисе в аудиторской отрасли в последние годы сказано более чем достаточно. Очевидна необходимость четкого понимания ключевых проблем отрасли, постановка цели и задач, четкая программа дальнейших действий. Такова логика Концепция развития аудиторской деятельности в нашей стране, опубликованной на сайте Минфина. Как человек, руководящий аудиторской организацией более 10 лет, знакомый с отраслевой проблематикой не понаслышке, позволю себе высказать мнение по основным аспектам представленной Концепции.

Проблемы отрасли: институциональные и конъюнктурные

Итак, в чем причины столь непростого положения российского аудита? Авторы концепции обращают внимание на конъюнктурные и институциональные проблемы. В частности, низкий уровень востребованности аудиторских услуг, авторы документы объясняют, среди прочего, «ограниченным кругом услуг, предлагаемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами».

Кроме того, в центре внимания проблемы институционального характера:

  • низкая активность участия аудиторских организаций и аудиторов в деятельности СРО;
  • нацеленность СРО на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения;
  • недостаточность финансовой базы СРО;
  • неоправданная конкуренция между СРО аудиторов.

Кроме того, одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия рынка к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов. «Действующая система профессиональной аттестации аудиторов не ориентирована в должной степени на достижение претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора необходимого уровня компетентности, позволяющего на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер» — считают авторы опубликованной на сайте Минфина Концепции.

Указанные выше проблемы, безусловно, актуальны. Однако, нельзя не обратить внимание на куда более фундаментальные, оказывающие еще более ощутимое влияние на практику российского аудита. В первую очередь — отсутствие сколько-нибудь существенной ответственности за уклонение организаций от проведения обязательной аудиторской проверки. Такая ситуация по сути превращает требования № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности от 30.12.2008 в факультатив. Это точно не способствует повышению статуса аудиторской деятельности.

Безусловно, отрицательно сказывается на состоянии и развитии института аудита недооценка экономическими субъектами вопроса значимости и качества бухгалтерской отчетности, формируемой на основе нормативно-правовых актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в России. Признаков несоблюдения субъектами экономической деятельности правил ведения бухгалтерского учета и подготовки годовой бухгалтерской отчетности много, к ним можно отнести следующие:

  • выборочное соблюдение правил бухгалтерского учета и принятие решений по методам учетной политики без оценки последствий для экономики хозяйствующего субъекта (начисление резервов, в частности оценочных;
  • распределение накладных расходов;
  • применение в бухгалтерском учете норм амортизации, установленных для налогообложения;
  • несоблюдение процедур реорганизации, ликвидации юридического лица и т.п.);
  • проявление желания излишне упростить бухгалтерский учет, распространение «котлового» метода финансового учета;
  • игнорирование рисков инфляционных факторов при организации учета и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности;
  • невнимание собственников и управленческого персонала руководства организаций к бухгалтерской информации, незнание ее базовых правил, пренебрежение к фиксации фактов хозяйственной деятельности.

Все это в совокупности определяет среду существования института аудита, которая в совокупности с отсутствием адекватной ответственности экономических субъектов за недостоверность подготавливаемой ими бухгалтерской отчетности приводит к недооценке роли и значения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.

Назревшие решения: как добиться результата и расставить приоритеты

Какие меры необходимо предпринять, чтобы придать развитию отрасли положительную динамику развития? По мнению авторов Концепции, в целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг, требуется:

  • поэтапное введение расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;
  • диверсификация оказываемых субъектами аудиторской деятельности услуг, востребованных экономическими субъектами, повышение квалификации аудиторов в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • увеличение объема дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций, в частности, введение проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем внутреннего контроля;
  • введение проверки аудиторскими организациями соответствия деятельности публичных акционерных обществ их стратегическим документам;
  • совершенствование технологии аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и оказания других аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификация процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг, в том числе посредством стандартизации аудиторских бизнес-процессов;
  • повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно-значимые организации;
  • мониторинг практики применения профстандарта «Аудитор»;
  • совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов, в том числе законодательное закрепление права СРО выбирать способ имущественной ответственности;
  • пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательной сертификации информации, проводимой в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов, имея при этом в виду, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц, в том числе распространение требования обязательного аудита на новые виды экономической деятельности, могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
  • усиление административной ответственности экономических субъектов за уклонение от проведения обязательного аудита их бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Последний пункт не только требует серьезной конкретизации, но и является обязательным условием для восстановления рынка аудиторских услуг. Если наказание за уклонение от проведения обязательных аудиторских проверок по-прежнему будет носить символический характер, то и эффективность всех прочих мер будет сведена к минимуму.

Также авторы документа планируют завершить принятие нормативных актов, обеспечивающих признание документов Международных Стандартов Аудита (МСА) для применения в РФ, гармонизировать законодательство РФ об аудиторской деятельности с едиными принципами ее ведения на территории ЕАЭС, укреплять институт аудиторской тайны, систематически актуализировать правила независимости и кодекс профэтики аудиторов в соответствии со стандартами Международной федерации бухгалтеров. Как отмечают авторы Концепции, итогом предлагаемых мер должна стать разработка новой редакции Федерального Закона «Об аудиторской деятельности», говорится в документе.

В проекте Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в качестве одной из мер совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг указано повышение эффективности государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающего, в том числе, аудиторские заключения об этой отчетности (в случае проведения обязательного аудита). Теоретически, предложение правильное. Однако, повышать эффективность можно только того объекта контроля (или ресурса), который реально существует. Что мы имеем на практике? Прежде всего, определение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающего, в том числе, аудиторские заключения, отсутствует в законодательстве. Порядок пользования этим «ресурсом» не определен.

Если речь идет об обязанности экономических субъектов предоставлять в Росстат обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением, то следует отметить, что бизнес-процессы контроля за выполнением субъектами экономической деятельности указанной обязанности не определены. Не определены также основные цели и задачи контроля. По существу в Росстат экономическим субъектом может быть представлена любая редакция годовой финансовой отчетности. То есть, де-факто, контроля не существует. В практической деятельности возможны случаи:

  1. когда аудируемое лицо, получив от аудиторской организации аудиторское заключение, содержащее модификации в форме оговорки, с отказом от выражения мнения, отрицательное, заключает договор с иной аудиторской организацией, которая выдает требуемое аудиторское заключение, экземпляр которого которое экономический субъект предоставляет в Росстат.
  2. когда аудируемое лицо, получив от аудиторской организации аудиторское заключение, содержащее модификации, с отказом от выражения мнения, отрицательное, предоставляет в Росстат удовлетворяющее требования экономического субъекта аудиторское заключение, выданное иной аудиторской организацией (при этом, возможно, что договор с этой аудиторской организацией не заключался вовсе; Вариацией последнего случая является ситуация, когда в Росстат предоставляется аудиторское заключение, выданное аудиторской организацией, которая не удовлетворяет требованиям, установленным законом № 307-ФЗ (например, аудиторская организация не имеет членства в СРО).
  3. экономический субъект сдает в Росстат иную редакцию годовой финансовой отчетности, а совсем не ту, которая была предоставлена аудитору, при этом аудиторское заключение не сдает вовсе. Ответственность за непредставление (несвоевременное) предоставление обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения в органы статистики минимальна.
  4. Экономический субъект сдает в Росстат одну редакцию годовой финансовой отчетности, в ИФНС — вторую, в банки — третью, для аудита- четвертую и т.п.

Впрочем, есть простое и эффективное решение этой проблемы. Контроль может существовать только при условии того, что копии выданных аудиторских заключений вместе с годовой финансовой отчетностью в Росстат должны представлять аудиторские организации. Все организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в территориальный орган Росстата по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, Письмо Минфина от 12.01.2016 N 07-01-10/130 не позднее 31 марта следующего года. Представляется правильным внести изменения в закон № 402-ФЗ: «Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторская организация обязана предоставить выданное ею аудиторское заключение с такой отчетностью не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения.»

Необходимо подготовить предложения о порядке получения доступа к указанному государственному информационному ресурсу заинтересованными лицами (Письмо Минфина России от 12.01.2016 N 07-01-10/130). Кроме того, Росстат обязан контролировать соответствие представленной организациями годовой бухгалтерской отчетности той отчетности, которая является неотъемлемой частью аудиторского заключения.