30.04.2017 - Является ли аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП и МУП обязательным?

Имеют ли право аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», участвовать в аудите ГУП и МУП?

В соответствии с ч.4.1. ст.23 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Государственные и муниципальные предприятия не имеют уставного (складочного) капитала: имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

В соответствии с п.16 ч.1 ст.20, ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Таким образом, аудит государственных и муниципальных унитарных предприятий осуществляется по решению собственника, то есть, по существу, является инициативным аудитом.

Поскольку государственных и муниципальные унитарные предприятия не перечислены в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», то в соответствии с ч. 4.1. ст.23 закона с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) (в том числе, при проведении аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора.

Кроме того, согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Однако, необходимо обратить внимание, что при наличии иных предусмотренных законом условий, в частности, в случаях, когда государственное и/или муниципальное унитарные предприятие представляет и (или) публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, такая отчетность подлежит обязательному аудиту на основании п.5 ч.1 ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Участвовать в проведении такого аудита согласно ч.3 ст.5, ч.4.1. ст.23 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» могут аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты, выданные после 01.01.2011 года.

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год (согласно законодательству Российской Федерации размещен на официальном сайте http://minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность».