Ужесточение требований к аудиторским организациям и пересмотр критериев обязательного аудита могут стать ключевыми изменениями в рамках планируемой ЦБ реформы отрасли.
Смена регулятора, ответственного за аудиторскую деятельность в России ожидается уже в ближайшем будущем. В Центральном Банке России рассчитывают начать работать в качестве регулятора на рынке аудиторских услуг с 1 января 2018 года. Поручение передать часть полномочий Минфина и казначейства к Центробанку было дано еще 29 марта на совещании у первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова.
Как ожидается, в сферу ответственности Банка России перейдут компании, оказывающие услуги обязательного аудита. Минфину останется контроль за аудиторами, оказывающими услуги необязательного аудита.
Пока же ЦБ подготовил предложения для доработки законопроекта об аудиторской деятельности в рамках передачи ему полномочий по надзору за значительной частью этого рынка, сейчас подконтрольной Минфину и Федеральному казначейству.
Итак, каких изменений стоит ожидать?
Прежде всего, ЦБ планирует ужесточить требования к участникам рынка аудиторских услуг. Сейчас работать на нем можно при включении аудиторской компании в реестр одной из действующих на рынке саморегулируемых организаций (СРО). Аудиторская организация имеет право быть включенной в реестр СРО, если она предоставит информацию, что у нее есть три аудитора с аттестатами, которые работают по трудовому договору. Однако, эти аудиторы могут работать в нескольких аудиторских организациях. Чтобы пресечь подобную практику ЦБ предлагает зафиксировать, что аудитор со своим аттестатом может работать только в одной аудиторской организации и только там он может подписывать аудиторское заключение.
Еще более жесткие требования, вероятнее всего будут применяться к аудиторским организациям, которые планируют заверять отчетность банков и прочих поднадзорных ЦБ организаций. Вместо трех аудиторов с аттестатами ЦБ потребует у аудиторской компании иметь 12 таких специалистов.
Вероятно, усложнится допуск аудиторов к подтверждению отчетности общественно-значимых компаний.
Новый регулятор планирует также ввести квалификационные и репутационные требования к организациям, которые допустят в реестр ЦБ. Такие организации должны иметь опыт работы с компаниями, поднадзорными ЦБ, не менее трех лет и не иметь в течение этого периода случаев, когда подписанная ими отчетность была признана Банком России недостоверной. Руководителям таких организаций необходим будет опыт работы не менее пяти лет с поднадзорными ЦБ компаниями.
Также ЦБ планирует ввести ротацию аудиторов из реестра при работе с одним клиентом. По словам представителя ЦБ, лицо, которое подписывает аудиторское заключение, не сможет работать с одной компанией более семи лет. После этого срока оно должно сделать перерыв на два года.
Как известно, перечень организаций, обязанных провести обязательный аудит годовой финансовой отчетности, определяется № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008. В последний раз по инициативе регулятора существенные изменения критериев обязательного аудита были внесены в № 307-ФЗ в 2011 году и коснулись, в основном, количественных показателей — годовой выручки и суммы активов (валюты баланса). Если ранее обязательному аудиту подлежали компании с годовой выручкой от 100 млн. рублей, то с 2012 года «планка» была поднята в 4 раза и составила 400 млн. рублей. Показатель суммы активов был увеличен в 3 раза — с 20 до 60 млн. рублей соответственно.
Подобные изменения прогнозируемо привели к значительному уменьшению спроса на аудиторские услуги, а, следовательно, к снижению цен. Надеяться на возврат прежних правил аудиторам похоже, не стоит. Более того, не исключен вариант, при котором новый регулятор пойдет дальше своего предшественника и такие критерии как выручка и сумма активов будут упразднены вовсе.