Аудиторская компания Аудит Бизнес Платформа - Новости и аналитика - Статьи и консультации - 17.07.2018 - Получилось как всегда: реформа аудита откладывается как минимум до осени
  • Аудиторские услуги
  • Консультационные услуги
  • Юридические услуги
  • Бухгалтерские услуги
  • МСФО
  • Оценка

17.07.2018 - Получилось как всегда: реформа аудита откладывается как минимум до осени

Вероятнее всего, этим летом Госдума не примет пакет ключевых поправок в законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность. Таким образом, неопределенность на рынке аудиторских услуг сохранится, как минимум, до осени.

Свет в конце тоннеля

Информация о том, что на 3 июля в Госдуме назначено второе чтение законопроекта № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности» внушила осторожный оптимизм. Разработка и обсуждение законопроекта длилось больше года. Возможность высказать свою позицию была предоставлена всем заинтересованным сторонам. Пакет соответствующих поправок был внесен в Госдуму еще в конце сентября 2017 года и в декабре принят в первом чтении. Предполагалось, что второе и третье чтения пройдут в начале июля 2018 года. Как казалось, по большинству вопросов удалось найти компромиссные решения.

Принятие законопроекта, помимо всего прочего, означало бы определенность, новые, понятные всем «правила игры», что в реалиях многолетнего кризиса отрасли стало бы позитивным сигналом. Свои ожидания и оценку подготовленного для второго чтения в Государственной Думе, мы изложили 29 июня в статье «Второе чтение законопроекта № 273179-7: есть ли основания для оптимизма?» (http://abpconsultant.ru/public/news-audit/2018/06/29/news-audit_272.html).

На тот момент у нас, как, наверное, у большей части аудиторского сообщества, осторожный оптимизм был. Даже при том, что поправки к законопроекту относительно изменений финансовых критериев обязательного аудита были восприняты неоднозначно, ряд нововведений с точки зрения регулирования аудиторской деятельности можно было расценить как шаг вперед. Во-первых, были даны четкие определения ряду терминов и понятий, используемых в аудиторской практике. К примеру, вводилось понятие общественно значимые организации (ОЗО) и однозначно определен перечень данных организаций. Кроме того, в законопроекте были прописаны требования, которым должны соответствовать аудиторские организации, проводящие аудит финансовой отчетности ОЗО, требования к руководителю аудиторской проверки. Статья законопроекта, предусматривающая, что численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации по основному месту работы на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех — также абсолютно правильна и своевременна. Тоже самое можно сказать и о другой статье законопроекта, устанавливающей право проводить аудиторские проверки исключительно за аудиторскими организациями. Говоря словами классика, «появился свет в конце тоннеля».

Вспоминая Черномырдина

Однако, по информации ИД «Коммерсант», законопроекта № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности» летом принят не будет. По версии издания инициатором приостановки был Минфин, который сейчас единолично регулирует аудиторов. Вероятно, Минфин не хочет передавать ЦБ полномочия по регулированию рынка, а готов лишь оставить Банку России только надзор, причем исключительно над аудиторами банков и финансовых организаций. Правда, официальных подтверждений такой позиции Минфина нет, комментариев Центрального Банка на данный момент тоже.

Независимо от того, насколько версия делового издания близка к правде, сам факт, что реформа аудиторской отрасли откладывается как минимум до осени — для участников рынка сюрприз крайне неприятный. Дело не только и не столько в том, какое ведомство станет регулятором — Минфин или ЦБ. Ситуация на рынке аудиторских услуг и без того не слишком оптимистичная. Демпинг, не всегда высокое качество услуг, наличие компаний-клонов — это далеко не полный их перечень. В действующем законодательстве, очевидно есть изъяны. Еще хуже то, что огромное количество организаций, попадающих под проведение обязательного аудита, банально уклоняются от его проведения, пользуюсь отсутствием сколько-нибудь серьезных мер за несоблюдение требований № 307-ФЗ.

Принятие законопроекта № 273179-7, по крайней мере, стало бы логичным завершением работы всех заинтересованных сторон, были бы получены ответы на многие существенные вопросы текущей аудиторской деятельности. Однако, этого не случилось. Кризисные явления едва ли пойдут на спад в условиях неопределенности. Более того, создавшаяся ситуация усугубляет еще один риск — возможный коллапс из-за сохранения старых требований к СРО.

Отправленный на доработку законопроект содержит новые критерии численности по членству в СРО (не менее 26% аудиторских организаций, внесенных в реестр, и ряд других относительных критериев). Пока же действует старая норма, предписывающая СРО объединять не менее 2000 компаний или не менее 10000 аудиторов. Количество аудиторских организаций сокращается, недобросовестных игроков СРО обязано исключать. По этим причинам соблюдать действующие критерии для СРО становится все сложнее. Если новые нормы, содержащиеся в отправленных на доработку поправках, к сентябрю не вступят в силу, СРО недоберут необходимое число участников и будут вынуждены прекратить работу. Без саморегулирования же, в силу закона, работа рынка станет невозможной.

Увы, столь длительную историю с реформой аудита лучше всего характеризуют слова В.С. Черномырдина: «хотели как лучше, получилось как всегда».



Аудит Бизнес Платформа