Аудиторская компания Аудит Бизнес Платформа - Новости и аналитика - Статьи и консультации - 12.10.2018 - Поправки к № 307-ФЗ: поставят ли точки над i?
  • Аудиторские услуги
  • Консультационные услуги
  • Юридические услуги
  • Бухгалтерские услуги
  • МСФО
  • Оценка

12.10.2018 - Поправки к № 307-ФЗ: поставят ли точки над i?

Глава ЦБ считает, что нужно не медлить с принятием поправок к закону «об аудиторской деятельности». Однако, когда начатое более года назад дело будет доведено до логического завершения, пожалуй, точно не знает никто.

Благое желание

О желании ускорить принятие законопроекта об аудиторской деятельности на днях заявила Эльвира Набиуллина. «Необходимо быстрее принять этот законопроект об аудиторской деятельности, там накопилось очень много проблем, нужно расставить все точки над i» — цитируют руководителя ЦБ деловые издания. При этом, г-жа Набиуллина подчеркивает, что «сейчас этот вопрос не столько на площадке ЦБ, а между правительством и Центральным банком. Сам же Банк России готов как можно быстрее двигаться».

При иных обстоятельствах такое заявление, вероятнее всего, вызвало бы волну позитива. Однако, весь предыдущий опыт принятия поправок в федеральный закон, регулирующий аудиторскую деятельность, говорит о том, что путь от благого желания главы Центрального Банка до практического решения вопроса может быть тернистым.

Несбывшиеся ожидания

«Не было бы счастья, да несчастье помогло» — возможно, такая мысль мелькнула у некоторых представителей аудиторского сообщества в прошлом году. Проблем в аудиторской отрасли становилось все больше, решения все менее очевидны. Вопиющая же ситуация с аудитом финансово-кредитных учреждений вовлекла Центральный Банк в решение этой проблемы. ЦБ выступил инициатором пересмотра «правил игры» на рынке аудиторских услуг. Безотносительно того, насколько существенна вина аудиторов, в сложившейся ситуации был как минимум один существенный позитивный момент — возник мощный катализатор для обсуждения широчайшего спектра вопросов, связанных с аудиторской деятельностью, появился шанс для всех заинтересованных сторон публично представить свою позицию и в результате дискуссий прийти к компромиссным решениям.

Поначалу все выглядело обнадеживающе. Конечно, поправки к № 307-ФЗ относительно изменений критерий обязательного аудита были восприняты неоднозначно. Однако, позитивных изменений было больше. К примеру, была подготовлена статья законопроекта, предусматривающая, что численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации по основному месту работы на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех. Кроме того, предполагалось установить право проводить аудиторские проверки исключительно за аудиторскими организациями. Принятие таких поправок, несомненно, способствовало бы «очищению» рынка аудиторских услуг. Еще один важный аспект — были даны четкие определения ряду терминов и понятий, используемых в аудиторской практике. В частности, вводилось понятие общественно значимые организации (ОЗО) и указаны соответствующие критерии данных организаций. Кроме того, в законопроекте были прописаны требования, которым должны соответствовать аудиторские организации, проводящие аудит финансовой отчетности ОЗО, требования к руководителю аудиторской проверки.

В декабре 2017 года законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Казалось, до принятия законопроекта остался один шаг. На 3 июля в Госдуме было назначено второе чтение законопроекта № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности». Ожидалось, что долгое и всестороннее обсуждение законопроекта, определяющего развитие института независимого аудита в России, придет к своему завершению и, аудиторское сообщество получит четкие и понятные «правила игры».

Увы, эти ожиданиям было не суждено сбыться. По версии ИД «Коммерсант», инициатором приостановки был Минфин, который сейчас единолично регулирует аудиторов. Вероятно, Минфин не хочет передавать ЦБ полномочия по регулированию рынка, а готов лишь оставить Банку России только надзор, причем исключительно над аудиторами банков и финансовых организаций. Правда, официальных подтверждений такой позиции Минфина опубликовано не было, впрочем, как и официальных комментариев Центрального Банка.

Ждать или не ждать?

Впрочем, нет ни малейшего желания задаваться классическим русским вопросом «кто виноват?». Даже вопрос «почему?» сейчас не столь важен. Важно другое — будут ли поправки к № 307-ФЗ приняты в ближайшем будущем. Удастся ли наконец поставить все точки над i или же это так и останется лишь благим пожеланием?