06.12.2018 - Обязательный аудит станет обязательным?

Отсутствие сколько-нибудь существенных санкций за уклонение от проведения обязательного аудита, по сути, превращало требование Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в факультатив. Через два года ситуация может коренным образом измениться. В выигрыше тогда окажется не только институт независимого аудита, но и российская экономика в целом.

Почему и для кого аудит обязателен

В современных экономических реалиях аудит является одной из гарантий, обеспечивающих в публичных целях достоверность финансовой отчетности. Необходимость проведения обязательного аудита обусловлена обстоятельствами, которые требуют установления повышенных гарантий достоверности бухгалтерской отчётности проверяемых субъектов. По этой причине законодательство подавляющего большинства государств устанавливает критерии, по которым определяется круг организаций, обязанных пройти аудит годовой финансовой отчетности.

Конечно, критерии обязательного аудита везде разные. Однако, если проведение аудита финансовой отчетности предприятия или учреждения предусмотрено законом, то его выполнение не вызывает сомнений. Такова современная мировая практика.

В России Федеральный закон об аудиторской деятельности «Об аудиторской деятельности», действует много лет, только, что касается его выполнения......

Российская практика: закон или факультатив?

С 2001 года ситуация с проведением обязательного аудита финансовой отчетности организаций в Российской Федерации является ярким примером, когда требование закона, де-факто, нивелируется необязательностью его выполнения. Именно в конце 2001 года исключили положения об ответственности экономических субъектов и их руководителей за уклонение от прохождения обязательного аудита. Таким образом, до настоящего времени экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту, имеют возможность практически безнаказанно игнорировать законодательные требования об обязательном аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Точное количество организаций, обязанных в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» провести обязательную аудиторскую проверку, едва ли кто-то знает. По крайней мере, в открытых источниках такая информация не приводится. Однако, доля организаций, проводящих аудит годовой финансовой отчетности от количества всех зарегистрированных в России юридических лиц (около 4,5 миллионов) менее 2%. Еще более показательно то, что из более чем миллиона коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (по данным за 2016 год), аудиторскую проверку прошли лишь 74537, то есть 7,5%. Очевидно, что уклонение от проведения аудита стало нормой.

Причинно-следственная связь и последствия

Ситуация, возможно, не вызывала бы столь сильные опасения, если бы затрагивала интересы только собственно аудиторской отрасли.

В России нередки случаи, когда органы корпоративного управления принимают решения об утверждении годовой финансовой отчетности:

  • при наличии аудиторского заключения, содержащего отрицательное мнение либо отказ от выражения мнения.
  • при отсутствии аудиторского заключения, при этом аудит этой отчетности является для организации обязательным.

Если менее 2% зарегистрированных организаций проводят аудит финансовой отчетности, это означает, что более 98% предприятий и учреждений представляют в органы статистики экономически важную информацию, которая вообще ничем не подтверждена. В результате, на основании совершенно неподтвержденных данных готовятся статистические отчеты, делаются выводы, готовятся прогнозы.

К сожалению, многие предприниматели и даже чиновники перестали воспринимать институт независимого аудита как существенный фактор стабильного развития рыночной экономики. Например, в ряде резонансных случаев, когда происходило банкротство крупных компаний, отчетность которых показывала их прибыльность, мало кто вообще задавался вопросом, кто проверял достоверность представленной отчетности и проводился ли аудит вообще.

«Сегодня в нашей стране независимый аудит пока не является тем мощным инструментом выстраивания цивилизованных рыночных отношений, которым он должен быть, но мы должны это сделать», — справедливо заявила Эльвира Набиуллина на конференции «Современный аудит: проблемы и перспективы» в ноябре 2016 года. Увы, за прошедшие два года ситуация существенно не изменилась. Собственно, могло ли быть иначе, если законодатели и часть делового сообщества в принципе не воспринимает аудит всерьез, если наличие закона банально нивелируется необязательностью его исполнения? Почему столь очевидное решение, как адекватная ответственность для предприятий и руководителей не было реализовано в течение стольких лет?

Стоит ли надеяться на лучшее?

Впрочем, в конце ноября 2018 появился повод для оптимизма — Президентом РФ подписан федеральный закон № 444-ФЗ, который содержит изменения в порядке сдачи отчетности, направленные на формирование государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с этими изменениями финансовая отчетность за 2019 года будет сдаваться организациями в Федеральную Налоговую Службу (ФНС). Предполагается что в КоАП появится новая статья 15.11.1, предусматривающая штрафные санкции за непредставление в налоговый орган финансовой отчетности, а также аудиторского заключения (если отчетность организации подлежит обязательному аудиту). Если поправки в КоАП будут приняты, то несвоевременное представление отчетности, не подлежащей обязательному аудиту, или ее представление в неполном составе и иные нарушения порядка ее представления будут приводить к штрафу. Для должностных лиц штраф составит 50-70 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей.

Еще более существенные штрафы предусматриваются за аналогичные нарушения в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту: для должностного лица 80-100 тысяч рублей, для юридического лица — 300-500 тысяч рублей. В случае, если не подлежащая обязательному аудиту отчетность не будет сдана в налоговый орган до 31 декабря года, следующего за годом, за который она составлена, штраф возрастет для должностных лиц до 80-100 тысяч рублей, для организаций — 200-300 тысяч рублей. То же самое в отношении подлежащей обязательному аудиту отчетности грозит должностным лицам потерей 100-200 тысяч рублей, а юрлицам — 500-700 тысяч рублей.

Предлагаемые меры адекватны, обоснованы и давно назрели. Остается только надеяться, что законодатели доведут дело до конца. Только если обязательный аудит станет действительно обязательным, перестанет существовать на бумаге, институт независимого аудита станет важным элементом выстраивания цивилизованных рыночных отношений, будет работать в интересах российской экономики.



Аудит Бизнес Платформа