Налоговая экспертиза (аудит)

Экспертиза налоговых обязательств является одним из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Несовершенство и противоречивость действующего налогового законодательства ставят множество сложных вопросов перед организациями. Термин «налоговый аудит» часто можно встретить в специальной литературе и перечне услуг, которые оказывают как индивидуальные эксперты, так и аудиторские организации. Опираясь на существующие научные исследования, международную практику, специалисты трактуют содержание налогового аудита по-разному.

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не выделяет налоговый аудит как отдельный вид аудита, поэтому услуга налогового аудита не является аудитом в прямом понимании этого термина. Налоговый аудит может являться частью аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, если заказчик решит, что необходимо проверить налоговый учет и налоговую отчетность. При этом в рамках обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможно охватить весь объем информации, который оказывает влияние на налоговые обязательства аудируемого лица. В целях минимизации налоговых рисков организациям целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности.

Налоговая экспертиза (аудит) — это выполнение специального аудиторского задания по рассмотрению налоговой отчетности экономического субъекта. По результатам налогового аудита аудиторская организация выражает мнение о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах соответствующей налоговой отчетности установленным законодательством правилам исчисления и порядку уплаты налогов, сборов, а также других платежей в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды.

Налоговая экспертиза (аудит) включает в себя проверку:

  • правильности определения налоговой базы;
  • правильности применения налоговых ставок;
  • применения предоставленных законодательством налоговых льгот или иных механизмов, позволяющих снизить налоговую нагрузку;
  • своевременности и полноты перечисления налогов и страховых взносов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • правильности составления деклараций (расчетов) по налогам (страховым взносам), которые налогоплательщик в соответствии с законодательством обязан уплачивать в бюджет (государственные внебюджетные фонды);
  • возможности (либо обязанности) применения специальных налоговых режимов, таких как единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, ЕНВД;
  • исполнения организацией обязанностей налогового агента;
  • постановки на учет в налоговых органах и государственных внебюджетных фондах.

Клиент может заказать нам проведение налогового аудита по какому-либо одному или нескольким налогам. По результатам проведенного налогового аудита клиент получит информацию:

  • о соответствии применяемой системы налогового учета законодательным и иным нормативно-правовым актам в области налогообложения;
  • о соответствии налоговой отчетности данным первичного учета и тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта в ходе проверки;
  • о последствиях выявленных искажений в налоговом учете и путях их устранения;
  • о необходимости внесения изменений (дополнений) в налоговые декларации, о доплате (возврате из бюджета, внебюджетных фондов) неуплаченных (излишне уплаченных) налогов и страховых взносов.

Окончательным результатом налогового аудита является объективная оценка рисков и рекомендации их минимизации.