Особенности российского аудита или как выбрать аудитора

У многих компаний в конце финансового года возникает необходимость принятия решения о выборе аудиторской фирмы. Самый правильный подход к этой теме состоит в том, когда выбор аудитора делает собственник организации, желающий знать истинное положение дел. Иногда это право выбора передано руководителю организации, как должностному лицу, отвечающему за достоверность бухгалтерской отчетности. Предложений на рынке аудиторских услуг множество.

Как выбрать достойную компанию, результаты работы которой будут полезны?

Выбор аудитора зависит от того, кто выбирает и какие цели при этом преследует.

Наиболее типичных заказчиков условно можно разделить на три группы.

Первая - это топ-менеджмент: генеральный директор или президент компании, акции которой котируются на международных или российских биржах. Именно для биржи или для банка-инвестора им необходимо аудиторское заключение. Поэтому такие заказчики, как правило, выбирают аудитора с громким именем. При этом не важно, что на подряде у аудитора могут работать гораздо менее известные фирмы, а у них на субподряде - совсем небольшие и малоизвестные.

Вторая группа - финансовый директор и главный бухгалтер. Они выбирают аудиторов совсем по другим критериям. Таким заказчикам важно проверить, правильно ли работают они сами и их подчиненные, нет ли ошибок в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому их волнует тщательность проверки и качество работы аудитора, а следовательно, они заинтересованы в высоком уровне профессиональной компетентности.

Третья группа - собственники, которые хотят проконтролировать своих менеджеров и проверить, не допускают ли они ошибок, мошенничества. Кроме того их волнует оценка финансовых и правовых рисков, которая может быть недопустимо высокой при некомпетентном или непорядочном руководстве.

Особенности российского аудита

В России аудитор выполняет несколько иную роль, чем за рубежом. На Западе аудитор лишь выдает заключение о том, достоверна или не достоверна отчетность. И в этом заключении отражаются только существенные нарушения, влияющие на достоверность отчетности.

В России заказчики, которые платят за обязательный аудит, непременно хотят получить за свои деньги дополнительные услуги. Российский аудит традиционно содержит существенную долю консалтинга. Подробный отчет с указанием на нарушения конкретных положений Налогового кодекса, РСБУ, ТК РФ и рекомендациями - это чисто российская специфика.

Поэтому главный критерий выбора аудитора - репутация, и далеко не всегда она связана с местом в рейтинге. И если вам не нужен аудитор с мировым именем, лучше всего прислушаться к рекомендациям коллег и партнеров в отношении конкретной аудиторской фирмы. Несомненно, основным требованием должно быть отличное знание законодательства в области аудита, бухгалтерского учета, налогообложения и права. Кроме того, требуются знания тонкостей в проверяемом сегменте бизнеса (энергетика, транспорт, связь и т.п.), раскрывая уровень квалификации аудиторов. Некоторые аудиторские фирмы, проверяя в основном предприятия, специализирующиеся на оптовой или сетевой розничной торговле, вряд ли смогут проверить неформально предприятие, специализирующееся в области перевозок воздушным или водным транспортом или предприятие топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, при выборе аудитора Клиент должен четко определить, на какой уровень обслуживания он рассчитывает. Иными словами, на обслуживание по типу «торговая сеть» или «бутик». Разница обслуживания в том и ином случае - очевидна.

Несомненно, нельзя не принимать во внимание – насколько сами аудиторы и руководство аудиторской фирмы нацелены на качественное выполнение своих обязанностей. Право на выбор «формального» аудита конечно же существует. Выбрав «формальный» аудит, собственник (руководитель) преследует целью получить от аудиторской фирмы заключение только лишь для сдачи отчетности. При этом стоимость такого аудита вам смогут назвать по телефону, особенно не вникая в объем предстоящей проверки, да и сроки проведения такой проверки окажутся короткие. На первый взгляд все выглядит заманчиво. Останавливать Ваше внимание на такой форме проведения аудита считаем не достойным внимания.

Другой критерий - возможность аудиторской фирмы предоставлять целый комплекс услуг. Аудиторские проверки - важный, но не единственный элемент практики аудиторов. Вторая часть - это консультации в области бухучета и налогообложения, юридические услуги, консалтинг в сфере международных налоговых отношений, оценка имущества, управленческое консультирование и многое другое. Способность аудитора предоставлять комплекс услуг снижает затраты предприятия на подобного рода услуги, так как, во-первых, снижается риск выбора некомпетентного консультанта ("своего аудитора мы уже хорошо знаем"), во-вторых, меньше времени надо на вхождение в курс дела, а время аудитора - это немалые деньги, в-третьих, не будет необходимости делиться конфиденциальной информацией с большим количеством аудиторов и консультантов.

Стоит сказать об эффекте от работы аудитора. Эффект от работы хорошего аудитора всегда есть, даже если нет прямой экономии на налогах или предотвращенных штрафах.

Если вас удовлетворяет репутация аудитора и его способность оказывать и другие виды услуг, то остается третий вопрос: сколько это будет стоить?

Представляется сомнительным обращение в фирмы, предлагающие "за рубль" провести аудиторскую проверку. А фирма, которая обладает всеми вышеперечисленными качествами, в любом случае недешева. Средние ставки московских аудиторских компаний - от 50 до 150 долларов за час работы аудитора и от 100 до 250 долларов - за работу консультанта, в региональных компаниях - в 2 раза ниже. Такое различие объясняется многими факторами.

Большинство аудиторских фирм определяют стоимость проведения аудиторской проверки исходя из плановых трудозатрат (человеко/дней или человеко/часов). В качестве отправной точки используется стоимость нормо-часа. Это условный показатель, включающий как собственно зарплату аудитора (с начислениями), так и иные прямые, косвенные и накладные расходы компании, приходящиеся на 1 действительный час работы аудитора (специалиста).

К косвенным затратам, как правило, относится, зарплата с начислениями контролеров качества исполнения проекта. Работу контролеров качества Клиент, как правило, не видит, не замечает. Поскольку по результатам работы он имеет Отчет. Но этот Отчет - не есть результат труда исключительно аудитора на проекте аудиторов на проекте аудита. Над ним работает менеджмент аудиторской компании, проверяя правильность и обоснованность выводов, сделанных проектным аудитором.

В среднем стоимость нормо-часа специалистов при средней сложности аудита находятся в диапазоне от 1000 руб. до 2000 руб.

Определение количества нормо-часов для выполнения аудита - этот вопрос аудиторские фирмы определяют на основе своей практики. Для ориентира можно привести следующие данные:

  • нормальная производительность аудитора составляет 20 - 25 простых однородных документов в час (таких, как накладные, приходные и расходные ордера, счета-фактуры и т.п.);
  • при анализе договоров такой норматив применить невозможно. Качественный анализ 1 договора требует от 6 до 8 часов, впрочем, у большинства организаций договоры, как правило, типовые и требуется глубокий анализ только нескольких типовых договоров, относящихся к разным видам деятельности;
  • проверить на выборочной основе правильность отражения и исчисления амортизации основных средств возможно из расчета 4 основных средства в час.

Однако, для определения окончательной стоимости аудиторской проверки необходимо учесть поправочные коэффициенты стоимости, суть которых объясняется спецификой деятельности аудируемой организации. К ним относятся: наличие филиалов, численность бухгалтерской службы, степень автоматизации учета, наличие внутреннего аудита и др.

Существует иной способ определения стоимости аудиторской проверки – в зависимости от значения базового показателя: выручка (от 0,1 до 1%). Данный способ на наш взгляд не совсем корректен, т.к. не учитывает трудоемкости работы аудитора, но может применяться как оценочный.

Зависит ли от целей аудита порядок самой проверки?

Проверка аудитора из известной фирмы обычно занимает немного времени. Такие аудиторы, как правило, востребованы и потому перегружены. У них очень высокие ставки, так что ждать, пока бухгалтер подготовит по их требованию документы, они не могут. Запрос о том, какая информация нужна для проверки, они выдают заранее.

Бывают случаи, что документ, который аудитор счел отсутствующим и отразил это в своем заключении, на самом деле находился в другой папке. Но выполнить просьбу бухгалтера исправить заключение аудитор отказывается из-за того, что у него кончилось "полевое" время, то есть он не имеет бюджета времени, чтобы ознакомиться с документом, который посчитал при проверке отсутствующим.

Прав ли аудитор, поступая так?

Не прав. Но "громкий" аудитор - фактически монополист на рынке.

А какие услуги бухгалтер может ожидать от самого "заботливого" аудитора?

Если аудитора нанял главный бухгалтер, он заинтересован в том, чтобы аудитор работал по возможности долго и тщательно. Причем желательно, чтобы он провел этапный аудит.

Можно попросить, чтобы работал не один аудитор, а целая группа, в которую входят, помимо аудиторов, налоговый консультант. Нередко клиенты просят провести и кадровый аудит, проверить соблюдение трудового законодательства, хотя эти вопросы обычно не влияют на достоверность бухгалтерской отчетности.

На что надо обратить внимание, готовясь к встрече с аудитором?

Прежде всего, заранее подумайте о сроках проверки и о том, успеете ли вы подготовить документы. Поскольку аудитор проверяет достоверность отчетности, эта отчетность к его приходу должна быть готова.

Конечно, бывают ситуации, когда аудиторское заключение необходимо срочно. Тогда аудит разбивается на несколько этапов. Аудитор на первом этапе проверяет процесс бухучета и отчетность, скажем, за 9 месяцев, а на втором - годовую отчетность и выдает заключение по ней.

Может ли бухгалтер попросить аудитора составить отчетность?

Нет, это прямое нарушение аудиторских стандартов. Аудитор обязан быть независимым, поэтому во всем мире аудитор не имеет права составлять отчетность, достоверность которой он заверяет. Это закреплено и в Законе об аудиторской деятельности.

Пожелания клиента и лояльность аудитора

Аудитор обязан соблюдать профессиональную этику и не может просто по желанию клиента убрать из аудиторского заключения какие-то замечания. Но он объективно заинтересован в том, чтобы помочь своему клиенту исправить ошибки. Например, аудитор обнаружил при проверке, что дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, составляющая существенную для аудита сумму, не была списана. Аудитор предложит клиенту внести исправления в отчетность. Если клиент сделает это, то аудитор уберет свое замечание.

Поэтому, когда аудитор готовит перечень модификаций, он, конечно, обсуждает с клиентом, что можно поправить. Иногда он подсказывает, какие оформить документы, в какие органы обратиться.

Нельзя не отметить положительную роль нового ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", которое содержит понятие "пересмотренная отчетность". Поскольку в налоговые органы бухгалтерская отчетность сдается до аудита, раньше налоговики порой отказывались повторно принимать исправленную после проверки отчетность.

Теперь же в ПБУ 22/2010 четко прописана необходимость пересдачи пересмотренной отчетности в те органы, куда она была сдана до исправления ошибок. И это Положение действует для отчетности за 2010 г.