Часто задаваемые вопросы об аудите

  1. Какая информация содержится в ГИР БО?
  2. Каков порядок представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения с учетом изменений, действующих с 2020 года?
  3. Обязана ли организация сдавать в налоговый орган аудиторское заключение в случае, если был проведен инициативный аудит?
  4. Что делать если в отчетности, уже размещенной в ГИР БО, организация обнаружила ошибку?
  5. Нужно ли вносить сведения о результатах аудита в ЕФРСФДЮЛ?
  6. Как определяется стоимость аудиторской проверки?
  7. Зависит ли стоимость аудиторской проверки от количества этапов проводимой проверки?
  8. Что может повлиять на снижение стоимости аудита?
  9. Результатом проведенной аудиторской проверки является аудиторское заключение. Какие существуют виды аудиторских заключений?
  10. Предположим, заключается договор на обязательный аудит. Какое может быть в этом случае недопонимание между клиентом и аудитором?
  11. Разве цели аудита каждая аудиторская фирма понимает по-своему?
  12. Может ли бухгалтер попросить аудитора составить отчетность?
  13. Что такое аудиторская тайна?
  14. Какое аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным?

Какая информация содержится в ГИР БО?

В ГИР БО размещается следующая информация:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций;
  • пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • аудиторские заключения, в случае если отчетность подлежит обязательному аудиту;
  • отчетность организаций, поднадзорных Банку России.

Каков порядок представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения с учетом изменений, действующих с 2020 года?

Представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения производится в электронном виде. Аудиторское заключение представляется в налоговый орган, только если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Бухгалтерская отчетность сдается не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода. Аудиторское заключение представляется в налоговый орган в зависимости от того, когда проведен обязательный аудит бухгалтерской отчетности:

  • либо одновременно с отчетностью;
  • либо после представления отчетности (не одновременно с ней) — в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Бухгалтерская отчетность представляется в виде XML-файлов. ФНС утверждены требования к XML-файлам при передаче в электронной форме «общей» и «упрощенной» отчетности. Аудиторское заключение представляется в виде электронного документа в формате PDF.


Обязана ли организация сдавать в налоговый орган аудиторское заключение в случае, если был проведен инициативный аудит?

В случае проведения аудита бухгалтерской отчетности на добровольной основе аудиторское заключение в налоговый орган не представляется.


Что делать если в отчетности, уже размещенной в ГИР БО, организация обнаружила ошибку?

Частью 5 ст. 18 Закона о бухучете установлены сроки представления в налоговый орган исправленной бухгалтерской отчетности, подлежащей размещению в ГИР БО (отчетности, которая ранее была представлена, но в которую были внесены изменения). Новая отчетность представляется не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в отчетность либо за днем утверждения отчетности.

Внесение исправлений в бухгалтерскую отчетность после ее представления в налоговый орган допустимо в том случае, если отчетность пересматривается до ее утверждения в связи с выявлением существенной ошибки (ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»). После утверждения отчетности внести в нее изменения нельзя, даже при существенности обнаруженной ошибки. Данный запрет также закреплен ч. 9 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. При выявлении ошибки после утверждения бухгалтерской отчетности изменения в отчетность не вносятся, а учитываются при составлении бухгалтерской отчетности следующего периода.


Нужно ли вносить сведения о результатах аудита в ЕФРСФДЮЛ?

На основании ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ) заказчиком аудита.

Единый федеральный реестр — это федеральный информационный ресурс. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре, по общему правилу являются открытыми и общедоступными. Они подлежат размещению в Интернете (п. п. 1, 2, подп. «о» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в срок не позже трех рабочих дней с даты аудиторского заключения.


Как определяется стоимость аудиторской проверки?

Как правило, стоимость аудиторской проверки определяется, исходя из плановой трудоемкости работ и стоимости одного человеко-часа работы аудитора(тарифа). Трудоемкость аудиторской услуги — это затраты рабочего времени (трудозатраты) аудиторов на оказание аудиторской услуги. Единицей измерения трудоемкости является нормативный час (НЧ) или аудито-час.

Чтобы определить трудоемкость аудиторской проверки, аудиторская организация должна получить информацию о клиенте.

Способы получения такой информации разные. Самый надежный способ — это проведение предварительной экспертизы: обсуждение целей и задач непосредственно с руководством, предварительный анализ состояния системы внутреннего контроля клиента, оценка объема первичных документов, анализ иных вопросов. Однако проведение экспертизы возможно не всегда, поэтому аудиторы определяют трудоемкость по ключевым вопросам, ориентируясь на свой опыт проведения проверок.

Хотелось бы отметить, что указываемая в договоре стоимость аудиторской проверки должна быть обоснована соответствующим расчетом, как минимум — указанием применяемого аудиторской организацией часового или дневного тарифа и планового объема трудозатрат, поскольку заказчик должен знать, как складывается (рассчитывается) стоимость аудиторских услуг.


Зависит ли стоимость аудиторской проверки от количества этапов проводимой проверки?

Если аудитор на каждом этапе проверки проверяет все разделы аудита и оформляет подробный отчет по результатам каждого этапа проверки, то общая стоимость договора будет увеличена по сравнению со стоимостью одноэтапной проверки ориентировочно на 25-30%.


Что может повлиять на снижение стоимости аудита?

Безусловно, возможность оптимизировать стоимость аудита есть всегда.

Этого можно добиться за счет оперативности предоставления клиентом (заказчиком) запрашиваемых аудитором документов и разъяснений (причем как в устной, так и письменной форме), а также за счет четкого определения целей и задач проверки на этапе согласования условий договора. Если клиенту не нужен подробный отчет по результатам аудиторской проверки, это сократит трудозатраты, соответственно, и стоимость проверки. Если клиент не ориентирован на выполнение аудитором расширенных процедур (например, диагностика налоговых рисков, рекомендации по их минимизации т.п.), то стоимость аудита будет снижена, поскольку аудитор не будет закладывать в плановую трудоемкость выполнение соответствующих аналитических процедур.

Аудит-это совместная работа клиента и аудитора, его эффективность находится в прямой зависимости от понимания специалистами клиента этого постулата. Зачастую, аудитор направляет запросы представителям клиента, а получает на них ответы, когда время, запланированное на проверку, уже истекло, аудитор привлечен к выполнению нового аудиторского задания. Безусловно, такие обстоятельства не окажут положительного влияния на эффективность проверки. Трудоемкость проверки очень сильно зависит от оперативности предоставления запрашиваемых документов и информации. Так как мы обязаны подтверждать свои выводы определенными доказательствами, следует учесть, что законодательство допускает получение доказательств в виде письменных заявлений клиента по вопросам проверки. При этом на исследование определенного ряда вопросов можно снизить трудоемкость, используя в качестве доказательств именно письменную переписку с клиентом. Таким образом, переписка — это обязанность обеих сторон по договору («клиент-аудитор»).


Результатом проведенной аудиторской проверки является аудиторское заключение. Какие существуют виды аудиторских заключений?

В соответствии со ст. 6 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение -это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Требования к порядку формирования и представления аудиторского заключения содержатся в международных стандартах аудита: МСА 700, МСА 701. МСА 705, МСА 706.

Аудиторское заключение может быть

  • модифицированным
  • не модифицированным.

В зависимости от типа модифицированного мнения часть аудиторского заключения, содержащая мнение аудитора, именуется «Мнение с оговоркой», «Отрицательное мнение», «Отказ от выражения мнения». Порядок определения вида модификации, установленный МСА 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», показан в таблице.

Модификации аудиторского мнения

Характер обстоятельств, ставших причиной выражения модифицированного мнения Суждение аудитора о степени распространения их влияния (возможного влияния) на бухгалтерскую (финансовую) отчетность
существенное влияние, но не всеобъемлющее существенное и всеобъемлющее влияние
Бухгалтерская (финансовая) отчетность существенно искажена Мнение с оговоркой Отрицательное мнение
Отсутствие возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств Отказ от выражения мнения

Виды модификаций аудиторского заключения бывают разными.

  • Аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения оговорки.
  • Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской(финансовой) отчетности.
  • Отрицательное мнение следует выражать только в случае, если аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Предположим, заключается договор на обязательный аудит. Какое может быть в этом случае недопонимание между клиентом и аудитором?

Основная проблема состоит в том, что клиент часто не знает, чего он ожидает от аудиторской услуги. Если исходить из цели аудита, определенной в ст. 1 Закона N 307-ФЗ, аудит- подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то аудиторские процедуры должны быть направлены на удовлетворение запросов не отдельных внутренних пользователей, а всех заинтересованных лиц.

С позиций аудитора процедуры должны быть направлены на подтверждение отчетности во всех существенных аспектах, включая оценку эффективности внутреннего контроля, выборочного тестирования и т.д.

Заказчики аудита считают, что обязанность аудиторов, прежде всего, состоит в обнаружении ошибок (преднамеренных и случайных) и что все аудиторские процедуры должны быть направлены на выявление злоупотреблений, или на диагностику налоговых рисков и разрешение в итоге налоговых проблем клиента.

Такое понимание целей аудита аудитор пытается развеять на всех этапах проверки. В частности, при оформлении договора на аудит прописываются особенности аудита и присущие ему ограничения, а в аудиторское заключение включен параграф о проведенных процедурах и полученных доказательствах. Несмотря на действия аудитора по приведению ожиданий аудируемого лица в соответствие с реальными целями и задачами проверки, клиенты, остаются при своих завышенных ожиданиях. Однако в таком случае возникает вопрос о правомерности употребления термина «аудит» к различной экспертной (консультационной) деятельности, которую называют аудитом, в расчете на ассоциации с респектабельностью и надежностью, характерными для этой профессиональной деятельности.


Разве цели аудита каждая аудиторская фирма понимает по-своему?

Цель аудита одна, а вот реализация этой цели у всех разная.


Может ли бухгалтер попросить аудитора составить отчетность?

Нет, это прямое нарушение этических норм. Аудитор обязан быть независимым, поэтому во всем мире аудитор не имеет права составлять отчетность, достоверность которой он заверяет. Это закреплено и в Законе об аудиторской деятельности.


Что такое аудиторская тайна?

Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Законом об аудите. Исключение:

  • сведения, разглашенные самим лицом, которому оказывались аудиторские услуги, либо с его согласия;
  • сведения о заключении договора оказания аудиторских услуг;
  • сведения о величине оплаты аудиторских услуг.

Какое аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным?

В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона об аудиторской деятельности заведомо ложное аудиторское заключение — это аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда. За выдачу заведомо ложного аудиторского заключения законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность. Законом установлен большой перечень лиц, которые имеют право при сомнениях обратиться в суд с заявлением о признании такого аудиторского заключения заведомо ложным. Этим правом обладают:

  • лица, которым адресовано аудиторское заключение (например, акционеры непубличного АО);
  • Банк России: в отношении непубличных АО, по которым он осуществляет контроль и надзор;
  • Росфиннадзор в отношении ряда непубличных АО (см. ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов: в отношении непубличных АО, являющихся кредитными организациями;
  • иные лица в случаях, определенных федеральными законами.