07.09.2011 - "Проверка финансовой отчетности не должна стать бизнесом"

 

«Проверка финансовой отчетности не должна стать бизнесом, в котором платят только за то, чтобы аудитор закрыл глаза на махинации»

Андрей Мельников,
заместитель генерального
директора Агентства по
страхованию вкладов.

Не так давно Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) начала вести переговоры с Агентством по страхованию вкладов с целью проверить аудиторов, давших положительное заключение по финансовой отчетности тех банков, которые впоследствии были санированы или ликвидированы. По оценкам нашего агентства, под такой пристальный анализ может попасть деятельность 200 организаций, которые проверяли отчетность 211 банков.

Цель у тандема двух ведомств простая и понятная: попробовать пресечь безнаказанность за покрывательство недобросовестных банкиров. По нашим данным, из упомянутых 200 было крайне мало случаев, когда аудитор в своих заключениях высказывал бы опасения о перспективах этих проблемных банков и об их финансовой устойчивости. На бумаге все выглядело замечательно!

Такая халатность со стороны «профессиональных аудиторов» тревожит. Не могут люди, которые честно и квалифицированно занимаются изучением финансовой отчетности, не замечать существующих у аудируемых организаций проблем. Особенно если через полгода у клиента отзывают лицензию, хотя за это время никаких существенных событий, из-за которых вся его бизнес-политика пошла бы вкривь и вкось, не происходило. Качество таких заключений, мягко скажем, вызывает вопросы.

В разных конкретных случаях, которые мы рассматриваем, может выявиться что-то свое, но общая болезнь видна. Создается впечатление, что в аудите проблемного банка просматривается соблазн пойти на сговор со своей профессиональной репутацией и совестью, чтобы получить деньги и умолчать об определенных фактах, либо же их просто не заметить. Такое, кстати, происходит не только в России: крах агентства Arthur Andersen (в свое время одно из крупнейших в мире), подписавшего аудиторское заключение обанкротившейся американской энергетической компании Enron Corporation, — классический пример.

Каждый раз мы слышим от таких аудиторов о том, что, мол, «мы так формировали выборку для оценки отчетности, нас вводили в заблуждение, нам давали недостоверную информацию, мы белые и пушистые, а вот банки негодяи». Верится в такие заявления с трудом.

Не стоит смотреть на вещи через розовые очки. В аудите работают люди, которые ходят по минному полю, но при этом знают, где проходит спасительная дорожка, и они десять раз подстелют соломку, чтобы потом к ним не было претензий. Поэтому и количество оговорок, при которых они дают положительное заключение, может быть очень большим.

Мы, конечно, прекрасно понимаем, что такая безнаказанность перед лицом кредиторов — не только чисто банковское или чисто аудиторское явление. Оно происходит в очень многих сферах нашей экономической деятельности, но мы по роду службы сталкиваемся именно с этим.

Проверка Росфиннадзора и Агентства по страхованию вкладов должна напомнить аудиторам, что к делу надо относиться ответственнее, особенно в нынешние непростые времена. Ликвидация одного банка при хорошей отчетности может никого и не задеть, зато в другом случае пострадают люди и организации, которые такую халатность просто не простят.

Очень часто именно в это все и упирается: насколько пострадавшее лицо готово идти за защитой своих прав. Я думаю, что в случае с компанией Enron были задеты интересы тех сторон, которые не могли аудитору простить такой непрофессионализм.

Вспомним хотя бы историю Банка Москвы — одной из пострадавших сторон в этом случае является государство. Именно ему приходится теперь платить из своего кармана почти 300 миллиардов рублей и пустить их на санацию проблемного банка. Пусть даже на время.

Я не исключаю, что если в ходе проверки аудиторов выяснится, что были нарушены профессиональные стандарты, можно будет инициировать их исключение из реестра саморегулируемых организаций, в который они входят. Наверное, стоит добиваться общественного и, возможно, имущественного порицания непрофессиональной деятельности некоторых консультантов.

Для ряда компаний проверка финансовой отчетности не должна быть просто бизнесом, где платят большие деньги только за то, чтобы аудитор закрыл глаза на реальные риски, схемы и махинации.

Все-таки аудиторы действуют в публичных интересах — интересах и клиентов банка, и надзорного органа. Хотелось бы призвать представителей этой профессии к тому, чтобы они все добросовестно выполняли свои обязанности. Или, может быть, провели самоочистку своих рядов, раз у нас вошло в моду саморегулирование...



Андрей Мельников
Итоги.Ру