29.10.2008 - АУДИТ и КОНСАЛТИНГ В РАВНОЙ МЕРЕ НЕОБХОДИМЫ

Рынок аудиторских и консалтинговых услуг Санкт-Петербурга динамично развивается. Появляются новые компании, новые предложения, растет спрос на качественные услуги. Татьяна Михайлович, генеральный директор аудиторской компании ООО «Аудит-Бизнес-Платформа» (АБП), рассказала о тенденциях развития рынка и поделилась опытом построения успешной бизнес-модели в сфере консалтинга.

Как создавалась «Аудит-Бизнес-Платформа»? В чем заключаются основные конкурентные преимущества вашей компании?

Компания АБП была создана четыре года назад. До этого времени, руководители и ведущие сотрудники компании осуществляли свою деятельность в рамках структурных подразделений крупного транспортно-логистического холдинга, сопровождая весь процесс деятельности компании - от выработки единой методологии бухгалтерского и управленческого учета и системы документооборота холдинга в целом до аудита его бизнес-единиц. Таким образом, к моменту начала профессиональной деятельности АБП ведущие сотрудники имели колоссальный практический опыт работы в области постановки и организации бухгалтерского учета, разработки учетной политики, разработки системы налогового менеджмента и налогового администрирования, постановки систем бизнес-планирования и бюджетирования, внедрения программных продуктов 1С версии 7.7 и 8.0, SCALA, PLATINUM, SAP (R3). Хочется подчеркнуть, что этот опыт формировался в процессе работы в крупных российских компаниях.

Мне кажется, нельзя называть себя профессиональным аудитором, просто получив соответствующий аттестат и не имея практического и результативного опыта работы в области управления экономикой и финансами. У наших специалистов такой опыт есть и это наше важное конкурентное преимущество.

До сентября 2006 года «Аудит-Бизнес-Платформа» была известна на рынке аудиторских услуг под именем ООО «Агентство Консалтинга и Аудита Морских Перевозчиков» (ООО «АКиАМП»). К началу профессиональной деятельности нами были разработаны эксклюзивные программы налогового аудита, диагностики, квалификации, оценки налоговых рисков применительно к деятельности, связанной с транспортной логистикой. Услуги оказались востребованными, поскольку эта сфера является чрезвычайно специфичной – данный сегмент рынка не является традиционным для аудиторских фирм. Для крупных аудиторских компаний этот бизнес «мелковат», а средние и мелкие фирмы просто не имеют специалистов, обладающих достаточными знаниями в этой области.

Впоследствии мы перестали позиционировать себя как консультанта, аудитора предприятий, специализирующихся в транспортной логистике. Появились клиенты, работающие в таких отраслях, как строительство, производство различного оборудования и товаров народного потребления, оптовая торговля, НИОКР, инжиниринговое сопровождение проектов, сельское хозяйство, передача электроэнергии, а также некоммерческие организации, в том числе государственные структуры.



В чем отличие АБП от других аудиторских фирм?

Нашей миссией на рынке аудиторских и консалтинговых услуг является укрепление экономического и стратегического потенциала наших клиентов, повышение управляемости бизнеса в области экономики и финансов, снижение налоговых и административных рисков, повышение надежности информации, содержащейся в финансовой отчетности для акционеров и партнеров. Наличие современной методологии аудита и успешный многолетний профессиональный опыт являются залогом успешной реализации нашей Миссии.

Стратегия развития компании «Аудит-Бизнес-Платформа» направлена на укрепление позиций на рынке аудиторских и консультационных услуг. Изменяющееся законодательство и потребности клиентов требуют от компании предложения новых услуг и технологий работы. Потенциал «Аудит-Бизнес-Платформа» определяется высоким внутренним стандартом работы с клиентами, индивидуальным подходом, профессионализмом сотрудников и уникальной корпоративной культурой управляющих.

Важно, что компания с самого начала была задумана не просто как аудиторская фирма, осуществляющая аудит разовых или постоянных клиентов, а как надежный бизнес-партнер, органично интегрированный в структуру деятельности компании и являющийся необходимым элементом ее успешного существования.

Проводя аудит отдельных бизнес-единиц, входящих в холдинговую структуру, наша компания выступала партнером копаний «большой четверки». Мы готовы к любой форме сотрудничества с крупными аудиторскими компаниями, для этих целей у нас есть необходимые составляющие: многопрофильность, безупречная профессиональная и деловая репутация, перспективные управляющие, опытные менеджеры.



Какие требования предъявляют к вам клиенты? Что вы делаете для того, чтобы соответствовать их ожиданиям?

Дело в том, что аудит – это такая услуга, качество которой оценивают первые лица компаний-клиентов, их топ-менеджмент. А это подразумевает определенные требования к работе руководства аудиторской компании – оно должно иметь безупречную профессиональную и деловую репутацию. Чтобы из года в год оставаться достойным, сильным партнёром, на которого клиент может положиться, нужно непрерывно совершенствоваться, расти – ведь те, кто даёт нам оценку, как правило, талантливые руководители и неординарные люди. Добиться признания в их глазах непросто, нужно уметь на практике поставить их интересы выше своих, уметь держать своё слово – только тогда удастся принести реальную пользу клиенту. Не сможешь этого добиться – клиент просто уйдёт. Для того, чтобы уровень предоставления услуг с годами только рос, нужно заботиться о сохранении традиций, о том, чтобы достижения со временем не ушли в прошлое. Не стоит забывать и о том, что для успеха на рынке аудита необходима репутация, которая нарабатывается годами.

К нам все чаще приходят клиенты, бизнес которых стабильно растет, которые имеют четкое представление о том, зачем нужна качественная аудиторская проверка. Им уже не подходит аудитор, выдающий заключения формально. Если вам нужен хороший аудит – обращайтесь в фирмы с хорошей репутацией и помните, что хорошее дешевым не бывает.



Известно, что при подборе персонала Вы уделяете внимание не только профессиональной компетентности, но и психологическим качествам людей. Какое влияние это оказывает на имидж компании? На этот вопрос нам ответила директор по аудиту Красовская О.

Вопрос интересный и очень непростой. Действительно, высококвалифицированные специалисты – это основа успеха в любом бизнесе, а в нашем особенно. При этом, аудитор должен быть не только грамотным специалистом, но в то же время дипломатом и психологом. Ведь любой заказчик, оценив знания аудиторов, непременно поставит еще один «плюс», если между ним и аудитором возникнет взаимопонимание и уважение друг к другу. Мы против «молчаливых» проверок, когда аудиторам передают документы и они работают с ними, не общаясь непосредственно с заказчиком. Мы предпочитаем живое общение и диалог, а не бумажную переписку. Только благодаря такому подходу и достигается полное доверие между заказчиком и аудитором.

Наша компания опирается на интеллигентность, культуру и высокий уровень профессионализма сотрудников, создает свой фирменный стиль работы, заключающийся в непрерывном поиске новых форм и методов взаимодействия с клиентами, постоянной научно-методической проработке всех процедур консультирования и аудита. Опыт сотрудников с большим стажем объединяется с современным динамичным подходом к решению проблем, который преобладает у молодых сотрудников. Это сочетание позволяет нашей компании компетентно решать весь спектр проблем, возникших у клиента. Важно также, что каждый наш специалист ощущает себя частью единой команды, разделяет цели и политику компании, чувствует собственную значимость в их реализации



Какие услуги предлагает «Аудит-Бизнес-Платформа»?

АБП предоставляет клиентам широкий спектр профессиональных услуг в области аудита, а также налогового, финансового и правового консалтинга. Если рассмотреть нашу деятельность более подробно, можно выделить следующие сферы:

  • аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности, как обязательный, так и инициативный;
  • налоговый аудит или комплексная диагностика, квалификация и оценка налоговых рисков, проекты налоговой оптимизации, налоговые споры, представление интересов клиентов на всех стадиях арбитражного процесса;
  • «прединвестиционный» аудит (due diligence), включая финансовую, налоговую, юридическую части – как правило, этот вид услуг востребован иностранными инвесторами;
  • трансформация отчетности, составленной по РСБУ, в отчетность, составленную по МСФО;
  • консультационные услуги по различным вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и права (при этом, консультационное сопровождение может быть как абонентским, так и в форме разовых консультаций).

Конечно, мы оказываем нашим клиентам услуги по постановке, автоматизации, ведению и восстановлению учета. Но в отношении этих услуг у нас существует своя политика. Мы оказываем такого рода услуги, только, если мы проводили аудит финансовой отчетности клиента. Мы считаем, что, не проводя аудита, невозможно подготовить профессиональные решения по усовершенствованию бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения – ведь многое зависит от реалий финансово-хозяйственной жизни клиента. Я бы сказала, что аудит и консалтинг – в равной мере необходимы. Особенно ценят консультационную поддержку аудиторов крупные промышленные предприятия, бухгалтеры и финансисты которых каждый день сталкиваются с необходимостью решения сложных вопросов учета и налогообложения.



Что бы вы могли сказать о заказчиках услуг компании? Какие проблемы возникают в работе с ними?

На сегодняшний день услуги «Аудит-Бизнес-Платформа» востребованы крупными и средними динамично развивающимися российскими компаниями, которые стремятся использовать лучший опыт управления ростом бизнеса и повышением его стоимости, а также зарубежными компаниями, которые видят необходимость точнее настроить свои подходы и методики управления к экономическим, правовым условиям России. Пользуясь рекомендациями своих заказчиков, мы постоянно расширяем нашу клиентскую базу.

Что касается проблем, которые возникают в работе с заказчиками, то они, как правило, возникают на стадии переговоров, либо на стадии знакомства – я имею в виду первые дни совместной работы. До сих пор некоторые работники проверяемых организаций видят в аудиторах не помощников, а контролеров.

Именно на этом этапе важно найти правильный подход, наладить диалог с клиентом. Чем больше информации получает аудитор от проверяемого субъекта, тем эффективнее будет его проверка, тем существеннее помощь, а получить такую информацию можно только в том случае, если тебе доверяют полностью.



Что в наибольшей степени отличает вашу профессию от других сфер деятельности?

Говорить обо всех тонкостях смысла, наверное, нет, но один момент хотелось бы отметить особо. Аудит у нас зачастую воспринимается как нечто, что необходимо делать просто потому, что этого в ряде случаев требует закон. Между тем в действительности аудит представляет собой целый комплекс мероприятий, и результаты они приносят также комплексные, влияющие на всю экономическую политику предприятия.

Именно так воспринимает этот вид деятельности наша компания. Изменение экономической ситуации естественным образом подвело нас к мысли о необходимости предоставления всего комплекса аудиторских услуг. Аудит – серьезный инструмент управления финансовым состоянием предприятия, и было бы неразумно использовать его только для получения аудиторского заключения. Поэтому сегодня мы не ограничиваемся проведением для наших клиентов аудиторских проверок с целью установления достоверности отражения финансовой отчетности, получения официального заключения. Едва ли не большую пользу для бизнеса приносят аудиторские проверки с целью определения эффективности действующих на предприятии систем управления и автоматизации бухгалтерского учета. В рамках обязательного аудита по требованию клиента мы выполняем процедуры налогового аудита.

Проще говоря, аудит, выполняемый нашей компанией, как правило, содержит серьезную консультационную составляющую. Пользователями консультационного пакета является руководство организации: руководитель, главный бухгалтер или финансовый менеджер. Они прибегают к услугам аудитора больше в тактических, оперативных целях, нежели в стратегических – оптимизация расходов в части налогов; снижение рисков несанкционированной их недоплаты; сохранение и увеличение тем самым оборотных средств, а также более рациональное их использование.



Как вы оцениваете перспективы российского рынка аудита?

Рынок аудиторских услуг переживает этап перемен. С одной стороны, усиливается конкуренция, с другой – меняются законодательные требования к аудиторским организациям. Это должно привести к повышению качества, а заодно и цен на услуги аудиторов, но есть ряд сложностей, которые сохраняются на рынке. Аудиторы ждут поправок в закон об аудиторской деятельности, когда регулирование рынка перейдет к профессиональным объединениям аудиторов. Членство в таких объединениях будет недешевым – тем не менее, это залог профессионализма аудиторских услуг. Роль саморегулируемых объединений аудиторов безусловно возрастет. Хочется надеяться, что членство в СРО будет свидетельствовать о том, что аудиторская компания серьезно занимается аудитом.



Газета «Коммерсант», приложение «КОНСАЛТИНГ»