25.03.2009 - Российский аудит как институт общественного контроля в эпоху финансового кризиса

Мировой финансовый кризис добрался до России, не только обрушив котировки акций, но и лишив компании и банки внешних источников финансирования.

Банки играют очень важную роль в экономике и потому общественность заинтересована в стабильности и надежности банковской системы в целом.

Необходимым условием надежного функционирования финансового рынка является достоверная финансовая информация, ее существование позволяет правильно прогнозировать, планировать и принимать верные решения.

Основным признаком текущего глобального экономического кризиса является взаимное недоверие различных субъектов хозяйственной деятельности друг к другу.

Дефицит доверия затрудняет вступление экономических субъектов в партнерские отношения, связанные с предоставлением кредитов и займов, заключением хозяйственных договоров и, как следствие, негативно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности организаций в целом.

В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между экономическими субъектами часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота, а также пользователи финансовой информации.

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадии совершенствования в соответствии с потребностями правового государства.

Государственный финансовый контроль осуществляется на уровне Российской Федерации, субъектов России, а также на уровне местного самоуправления.

Контроль является одним из важных элементов рыночной экономики, при этом в развитом государстве должны эффективно функционировать системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления и общество в целом.

В эпоху финансового кризиса существенно повышается роль независимого аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности экономических субъектов.

Несмотря на достаточно громоздкий, но не достаточно неэффективный государственный аппарат, у российской власти есть четкое понимание мирового кризиса и определенные планы по минимизации его влияния на Россию.

Выступая на международной конференции в Эвиане, Президент РФ Дмитрий Медведев сказал: "Считаю, что в новых условиях нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования. Во-вторых, следует избавиться от серьезного дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. Конкурентная гонка зачастую приводит к образованию мыльных пузырей, а ответственность публичных компаний перед своими акционерами размывается, по сути - сводится к нулю. В-третьих, нужно укрепить систему управления рисками. Свою долю риска и ответственности должен с самого начала нести каждый участник рынка. Не должно быть иллюзий по поводу бесконечного роста стоимости любого актива. Так не бывает, это противоречит экономической природе. В-четвертых, нужно способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний".


Для России кризис — это также новые возможности. Мы надеемся, что у российских властей есть политическая воля для реализации своих планов.

Мы уверены, что Российские власти понимают, что в эпоху финансового кризиса особую роль приобретает независимая система контроля за деятельностью экономических субъектов, а именно обеспечение проведения независимых аудиторских проверок деятельности экономических субъектов.

Российские власти должны понимать, что одним из инструментов выхода из кризиса является формирование мнения бизнес-сообщества, профессиональной общественности о необходимости и общественной полезности процедуры прохождения независимых аудиторских проверок.

Основной целью проведения аудита любого хозяйствующего субъекта является определение и формирование мнения внешнего аудитора о том, действительно ли финансовая отчетность справедливо и достоверно отображает финансовое состояние хозяйствующего субъекта и результат его деятельности за отчетный период.

Получение мнения независимого аудитора позволяет укрепить доверие инвесторов, коммерческих партнеров, государственных структур в лице контролирующих органов и органов государственной власти к экономическому субъекту.

В эпоху финансового кризиса органы банковского надзора будут в большей степени заинтересованы в получении ими и другими пользователями полной и достоверной информации о банке, а органы власти и государственные контролирующие органы – в получении достоверной информации в хозяйствующих субъектах.

При этом хозяйствующие субъекты (поставщики, инвесторы) будут уделять внимание на наличие и содержание аудиторского заключения, выданного их партнерам по бизнесу.

По нашему мнению, финансовый кризис поможет формированию нового содержания института аудита в России.

В эпоху финансового кризиса общество заинтересовано в наличии такого института аудита, который бы помогал формировать доверие бизнес - сообщества и общественности в целом к аудируемому субъекту.

Наличие аудиторского заключения, выданного независимым аудитором должно выгодно отличать аудируемый субъект от предприятий, которые не проходили аудиторскую проверку.

Аудит имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились в 19 веке в Европе. Возникновение аудита связано с различными интересами тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием, и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность. Собственники предприятий не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения достоверности финансовой отчетности приглашались аудиторы, которым, по мнению, собственников, можно было доверять.

Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его честность и независимость.

Мы полагаем, что указанные качества являются, актуальными и на сегодняшний день.

Мы полагаем, что события ближайших лет покажут, что созданная в последние годы российская экономическая система окажется в период кризиса прочней, чем думают профессиональные пессимисты и критики властей.

Какие меры необходимо предпринять для реализации вышеуказанных положений, высказанных Президентом РФ?

  1. Привлечь внимание профессиональной общественности и бизнес-сообщества к вопросу содержания, целей и задач аудита. Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает проверку достоверности финансовых показателей и, что особенно важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

    Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса, это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовой отчетности.

  2. Обеспечить популяризацию идеи аудита в эпоху финансового кризиса.

    Нельзя рассматривать проблемы аудита отдельно от развития рыночных отношений в целом, состояния общества и менталитета его членов.

    Прежде всего, должна быть проведена разъяснительная работа, направленная на ликвидацию существующей проблемы недопонимания собственниками предприятий целей и задач аудита. Многие бизнесмены до сих пор не понимают, что аудит проводится не для подтверждения налоговой отчетности и предупреждения штрафов, а в целях и прямых интересах собственника и общества в целом.

    Аудитор должен выразить мнение о достоверности финансовой отчетности: об активах, пассивах, чистой прибыли. Мнение аудитора должно усилить прозрачность компании, способствовать привлечению инвесторов. Существующее непонимание собственниками роли и значения аудита приводит к абсурдной ситуации: выбор аудитора зачастую осуществляется не собственником, а главным бухгалтером. Привлечение недобросовестных аудиторов является результатом указанной проблемы.

  3. Обеспечить популяризацию профессии аудитора, способствовать повышению ее значимости. Ликвидировать недостаточное внимание государства к аудиторской деятельности и российскому аудиту.
  4. Обеспечить эффективный государственный контроль за соблюдением организациями требований закона о проведении ежегодного обязательного аудита.

В случае непредоставления аудиторского заключения налоговые органы применят статью 126 Налогового кодекса (НК РФ) и статью 15.6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). НК РФ предусматривает 50-рублевый штраф для организации «за непредставление в установленный срок документов», необходимых для налогового контроля. Штрафуют по этому основанию за каждый не предоставленный документ. По КоАПу могут оштрафовать руководителя организации на 500 рублей. Иной ответственности для организаций, руководства и собственников бизнеса в России не существует.

Об ответственности за непрохождение обязательного аудита в действующем российском законодательстве ничего не говорится.

В эпоху финансового кризиса, а также, учитывая эффективные меры, предпринятые государством для снижения налоговой нагрузки на бизнес, а также чрезвычайно эффективные меры, предпринятые государством для минимизации налоговой нагрузки для предприятий малого бизнеса, государство и общество должны быть заинтересованы в том, чтобы субъекты предпринимательской деятельности, включая предприятия малого бизнеса, подлежали обязательному аудиту. Это должно быть требованием современного общества. Отсутствие аудиторского заключения у экономического субъекта должно вызывать отрицательную общественную реакцию. Вы дружите с теми людьми, которые постоянно ездят «зайцем» и при этом не стесняются этого?

Самое главное, что диагноз уже поставлен, пути минимизации влияния глобального экономического кризиса на российскую экономику и Общество правильно определены Президентом РФ. Сейчас главным является обеспечение совместных усилий государства, аудиторского сообщества, представителей бизнеса. Насколько профессионально и быстро будут решаться вышеуказанные проблемы российского общества по отношению к государственному контролю, институту аудита, насколько эффективно будет меняться менталитет бизнес-сообщества в отношении его ответственности за свою финансово-хозяйственную деятельность перед Обществом, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики и российского Общества в целом.

В заключение необходимо сказать, что актуальность рассматриваемой темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики в период развития экономического кризиса в России. Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Следовательно, диагностике и решению проблем, способных помешать полноценному развитию аудита в России, должно уделяться исключительное внимание Государства и Общества.



Генеральный директор ООО «Аудит-Бизнес-Платформа» Михайлович Татьяна