12.02.2014 - Деофшоризация экономики и перспективы российского аудита: есть ли свет в конце тоннеля?

В декабре 2013 года появилась информация о планах введения комплекса мер для деофшоризации российской экономики, среди которых – снижение финансовых показателей, при которых организация будет обязана проводить аудит своей годовой финансовой отчетности. Будут ли эти планы реализованы и, если да – изменит ли это состояние рынка аудиторских услуг? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы вкратце вспомним историю вопроса.

Обязательный аудит в России до и после 2011 года

Ни для кого не секрет, что более половины аудиторских услуг приходится на обязательный аудит, поэтому нормы российского законодательства определяющие ключевые параметров, при достижении которых предприятия и учреждения обязаны проходить аудит годовой отчетности, а также уровень ответственности предприятий, уклоняющихся от его проведения, во многом определяют спрос на аудиторские услуги и динамику развития отрасли.

В этой связи, произошедшие в 2011 году изменения в российском законодательстве, поставили перспективы развития рынка аудиторских услуг под очень большой вопрос.

С 01.01.2011, по инициативе Минфина РФ, Федеральным законом от 28.12.2010 № 400-ФЗ показатель объема выручки, для целей проведения обязательного аудита, для предприятий осуществляющих продажу продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг был увеличен в 8 раз, и составляет в настоящее время 400 млн. рублей. До 01.01.2011 аудиторские проверки в обязательным порядке должны были проходить организации, сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышала 20 млн. рублей. С 01.01.2011, по инициативе Минфина РФ, Федеральным законом от 28.12.2010 № 400-ФЗ показатель суммы активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года, для целей проведения обязательного аудита, был увеличен в три раза, и составляет в настоящее время 60 млн. рублей.

Кроме того, необходимо учесть еще одно важное обстоятельство - «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» ответственность за уклонение экономических субъектов от прохождения обязательного аудита не была установлена. Отсутствует какая-либо ответственность экономических субъектов и их руководителей за уклонение от прохождения обязательного аудита и в действующем Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В результате, с момента исключения из законодательства в конце 2011 года положений об ответственности экономических субъектов и их руководителей за уклонение от прохождения обязательного аудита и до настоящего времени экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту, имеют возможность абсолютно безнаказанно игнорировать законодательные требования об обязательном прохождении аудиторских проверок.

Итог вдвойне нерадостный: во-первых, количество предприятий и учреждений, попадающих под обязательный аудит по сравнению с 2010 годом сократилось более, чем наполовину. Во-вторых, даже если предприятия и учреждения в соответствии с новыми параметрами де-юре обязаны провести аудит годовой отчетности, де-факто, при отсутствии какой–либо серьезной ответственности, проверка финансовой отчетности носит факультативный характер.

Стоит ли при таких исходных данных ожидать позитивной динамики рынка аудиторских и консалтинговых услуг? Будет ли повышаться качество проводимых аудиторских проверок? Можно ли рассчитывать на формирование нашей стране серьезного современного института аудита? Будучи объективным, едва ли можно ответить положительно хотя бы на один из перечисленных выше вопросов.

Аудит и национальная экономика:

Развитие любой индустрии характеризуется то подъемом, то спадом. Все приведенные выше факты можно было бы рассматривать как проблемы одной отдельно взятой отрасли, если только не принимать во внимание то влияние, которое оказывает институт аудита на стабильность национальной экономики и уровень доверия к ней.

О том, какова истинная роль аудита в экономике России и, к примеру в Северной Америке мы подробно написали в одной из наших предыдущих статей («Неусвоенный урок «Мастер-банка»: сколько стоит формальный аудит и кто за него заплатит?). В этой же статье мы попытались дать свою оценку последствий подобного положения дел. Впрочем, это лишь наше понимание и видение ситуации, мнение «людей из отрасли». Другой вопрос – какова позиция представителей власти, которые устанавливают «правила игры»?

Тот факт, что планируя комплекс мер, направленных на деофшоризацию российской экономики, правительство намерено расширить круг предприятий, попадающих под обязательный аудит отчетности, безусловно, внушает осторожный оптимизм. По сути, это косвенное подтверждение того, что российские власти видят необходимость в реальном независимом аудите. Как сказал бы один литературный герой «виден свет в конце тоннеля». Но, станет ли это началом улучшения рынка аудиторских услуг, поможет ли это становлению действительно сильного и независимого аудита. Или это лишь временная разовая мера и в очередной раз окажется прав Михаил Жванецкий, сказавший "виден свет в конце туннеля, только туннель …. не заканчивается"?

Усиление роли аудита: условие необходимое и достаточное

Итак, пересмотр критериев обязательного аудита (как минимум, возврат к уровню 2010 года) объективно крайне важен. Не менее принципиально наличие законов, предусматривающих ответственность за уклонение от его прохождения. Это, выражаясь языком математиков, условие необходимое.

Однако, предаваться иллюзиям явно не стоит. Даже если все бюрократические проволочки будут преодолены, законы будут приняты и вступят в силу, это обозначит лишь количественный, но никак не качественный сдвиг. Риск того, что значительная часть проводимых проверок будет носить формальный характер, слишком высок.

Что же в таком случае условие достаточное? По нашему глубокому убеждению таких условий два: - восприятие и представителями власти и деловой общественностью аудитора как объективного и непредвзятого арбитра, слову (документу) которого можно и нужно верить - осознание аудиторами своей ответственности, их преданность своей профессии, принципам деловой этики.

Безусловно, для выполнения данных условий должен измениться менталитет очень многих людей, а это едва ли произойдет быстро. Но, только в этом случае аудит будет иметь для национальной экономики действительно важное значение.


Аудит Бизнес Платформа