Аудиторская компания Аудит Бизнес Платформа - Новости и аналитика - Статьи и консультации - 15.02.2018 - Комментарии к письму Минфина России и ФАС России от 24 января 2018 года N 24-04-06/3691 и N РП/4072/18)
  • Аудиторские услуги
  • Консультационные услуги
  • Юридические услуги
  • Бухгалтерские услуги
  • МСФО
  • Оценка

15.02.2018 - Комментарии к письму Минфина России и ФАС России от 24 января 2018 года N 24-04-06/3691 и N РП/4072/18)

Отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ).

Круг лиц, закупки которых регулируются упомянутыми Законами (№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ), является различным.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) названный закон регулирует закупочную деятельность:

  • государственных корпораций;
  • государственной компании;
  • субъектов естественных монополий;
  • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  • автономных учреждений;
  • хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  • организаций с долей участия указанных выше юридических лиц более 50 процентов.

В Российской Федерации имеет место дифференцированное законодательное регулирование закупочных отношений: государственные закупки и закупки компаний с государственным участием регулируются по-разному и на основании разных актов. Однако нельзя утверждать, что такое разделение является последовательным. Так, юридические лица — заказчики в рамках Закона о закупках могут оказаться перед необходимостью соблюдения требований Закона о контрактной системе.

  1. По вопросу применения закона № 44-ФЗ и № 223-ФЗ юридическими лицами, которые осуществляют закупку услуг обязательного аудита.

Согласно части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.

Таким образом, в Законе об аудиторской деятельности содержится исчерпывающий перечень организаций (часть 4 статьи 5), которым при проведении обязательного аудита необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Иные организации, подпадающие под действие Закона о закупках, но не указанные в Законе об аудиторской деятельности, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности руководствуются положениями Закона о закупках.

Закон № 223-ФЗ регулирует порядок закупок широким кругом юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 закона.

Таким образом, Минфин РФ и ФАС РФ пришли к следующим выводам:

Классификация организаций -заказчиков Основания Порядок закупок регулируется
Организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов Являются заказчиками в соответствии с законом № 223-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ Законом № 44-ФЗ, в том числе исключительно отбор поставщика путем проведения открытого конкурса. Не подлежат применению положения закона № 44-ФЗ в части планирования, нормирования, исполнения заключенных контрактов.
ППК Являются заказчиками в соответствии с законом № 223-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ
Государственные корпорации Являются заказчиками в соответствии с законом № 223-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ
Государственные компании Являются заказчиками в соответствии с законом № 223-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ
ГУПы и МУпы Являются заказчиками в соответствии с п.7 статьи з закона № 44-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ Законом № 44-ФЗ, в том числе: планирование, нормирование закупки, исполнение контракта и контроль.
Иные организации Являются субъектами регулирования законом № 223-ФЗ, но не указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ Законом № 223-ФЗ, положением заказчика о закупке

Указанная выше позиция контролирующих органов не нова и последовательно поддерживается:

  • Письмо Минфина России от 26.09.2017 N 24-04-08/63222
  • Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2017 N Д28и-1408
  • Письмо Минэкономразвития России от 30.12.2016 N Д28и-3561
  • Письмо Минэкономразвития России от 26.12.2016 N Д28и-3462

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и Закон N 223-ФЗ, касающиеся закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые вступают в силу с 1 января 2017 года.

Согласно указанным изменениям государственным и муниципальным унитарным предприятиям с 1 января 2017 года при осуществлении закупок необходимо руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.

  1. По вопросу отбора аудиторской организации юридическим лицом, являющимся заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ и указанным в части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ.

Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, то есть ГУП и МУП) применяются положения Закона N 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса. При этом не подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.

Нормы, регламентирующие только порядок проведения конкурса, порядок определения исполнителей путем проведения конкурса установлен в § 2 Закона N 44-ФЗ.



Аудит Бизнес Платформа