Отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ).
Круг лиц, закупки которых регулируются упомянутыми Законами (№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ), является различным.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) названный закон регулирует закупочную деятельность:
В Российской Федерации имеет место дифференцированное законодательное регулирование закупочных отношений: государственные закупки и закупки компаний с государственным участием регулируются по-разному и на основании разных актов. Однако нельзя утверждать, что такое разделение является последовательным. Так, юридические лица — заказчики в рамках Закона о закупках могут оказаться перед необходимостью соблюдения требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона N 307-ФЗ.
Таким образом, в Законе об аудиторской деятельности содержится исчерпывающий перечень организаций (часть 4 статьи 5), которым при проведении обязательного аудита необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Иные организации, подпадающие под действие Закона о закупках, но не указанные в Законе об аудиторской деятельности, при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности руководствуются положениями Закона о закупках.
Закон № 223-ФЗ регулирует порядок закупок широким кругом юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 закона.
Таким образом, Минфин РФ и ФАС РФ пришли к следующим выводам:
Классификация организаций -заказчиков | Основания | Порядок закупок регулируется |
---|---|---|
Организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов | Являются заказчиками в соответствии с законом № 223-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ | Законом № 44-ФЗ, в том числе исключительно отбор поставщика путем проведения открытого конкурса. Не подлежат применению положения закона № 44-ФЗ в части планирования, нормирования, исполнения заключенных контрактов. |
ППК | Являются заказчиками в соответствии с законом № 223-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ | |
Государственные корпорации | Являются заказчиками в соответствии с законом № 223-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ | |
Государственные компании | Являются заказчиками в соответствии с законом № 223-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ | |
ГУПы и МУпы | Являются заказчиками в соответствии с п.7 статьи з закона № 44-ФЗ и указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ | Законом № 44-ФЗ, в том числе: планирование, нормирование закупки, исполнение контракта и контроль. |
Иные организации | Являются субъектами регулирования законом № 223-ФЗ, но не указаны в части 4 статьи 5 закона № 307-ФЗ | Законом № 223-ФЗ, положением заказчика о закупке |
Указанная выше позиция контролирующих органов не нова и последовательно поддерживается:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и Закон N 223-ФЗ, касающиеся закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые вступают в силу с 1 января 2017 года.
Согласно указанным изменениям государственным и муниципальным унитарным предприятиям с 1 января 2017 года при осуществлении закупок необходимо руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.
Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, то есть ГУП и МУП) применяются положения Закона N 44-ФЗ исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса. При этом не подлежат применению положения Закона N 44-ФЗ в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.
Нормы, регламентирующие только порядок проведения конкурса, порядок определения исполнителей путем проведения конкурса установлен в § 2 Закона N 44-ФЗ.