Консолидация отчетности в соответствии с МСФО

Под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) .

С необходимостью консолидации отчетности в соответствии с МСФО сталкиваются любые компании, имеющие дочерние и зависимые общества. После вступления в силу Федерального закона «О консолидированной отчетности» обязанность консолидировать отчетность в соответствии с МСФО возложена на многие российские организации, а именно кредитные, страховые, также иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Консолидированная отчетность — ориентир для инвесторов и акционеров

В отличие от индивидуальной отчетности юридического лица консолидированная отчетность дает наиболее полное представление о том, каковы результаты хозяйственной деятельности группы компаний, как «работают» деньги инвестора, как менеджмент компании управляет предоставленными ему ресурсами. Именно консолидированная отчетность объективно необходима для привлечения дополнительного инвестирования, является необходимым требованием при выходе компании на IPO.

Как подготовить консолидированную отчетность: регламент и задачи

Консолидация отчетности в соответствии с международными стандартами регламентируется МСФО/IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» и IFRS 3 «Объединение предприятий». Процесс консолидации представляет собой объединение аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов балансов и отчетов о прибылях и убытках материнской компании и ее дочерних обществ. Технология непроста и требует специфических знаний. Наиболее типовые задачи, связанные с подготовкой консолидированной отчетности, для большинства компаний связаны с:

  • определением периметра консолидации;
  • разработкой единой управленческой учетной политики, которая должна включать единый план счетов, единую структуру аналитических данных, принципы определения периметра консолидации, метод консолидации, список применяемых корректировок;
  • разработкой применяемых форм консолидируемой отчетности;
  • разработкой регламента подготовки консолидированной отчетности, который должен определять круг ответственных лиц, выполняемые действия, сроки и источники данных для формирования отчетности, таблицы соответствия планов счетов и аналитических измерений компаний холдинга, методы контроля;
  • разработкой инструмента автоматизации процесса консолидации и формирования отчетности, соответствующего требованиям холдинга и разработанному регламенту подготовки консолидированной отчетности.

Кроме того, при подготовке консолидированной отчетности требуются дополнительные корректировки, наиболее распространенными из которых являются:

  • исключение внутригрупповых операций;
  • расчет гудвилла;
  • расчет капитала
  • ;
  • расчет доли меньшинства.

Консолидация отчетности — сложный процесс, требующий высокой профессиональной квалификации, понимания бизнеса и организации учета компаний.

Если Вы заинтересованы в качественном решении этой задачи, аудиторы MGI Аудит-Бизнес-Платформа готовы оказать Вам профессиональную поддержку.